9 законов убыточности Систем управления знаниями (Часть 4: заключительная) / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  19.04.2019 19:13:42
Большинство людей опасается растущей роли искусственного интеллекта
  18.04.2019 19:14:18
Компания 3М представляет деловую программу и новинки на ВНОТ-2019
  17.04.2019 16:48:48
Аренда Виллы на Берегу Моря
  21.03.2019 13:12:00
Неделя сметчика на Урале
  21.03.2019 13:11:35
Неделя сметчика на Урале


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Мирошниченко Андрей Николаевич 31.10.2012 14:01:31 (Изменен 31.10.2012 14:26:51)

9 законов убыточности Систем управления знаниями (Часть 4: заключительная)

Написано в соавторстве мной, П.Э. Фадеевым и Г.Ч.Терпиловским
Впервые целиком опубликовано здесь.
3.2.Результативность знаний определяется периодом их дисконтирования
Одним из способов контроля полезности знаний является оценка дисконтирования знаний. Это показатель того, насколько часто компания эффективно реализует знание в действии.
Специалисты по управлению знаниями ввели в оборот такое понятие как «полураспад знаний». Другими словами, энтропия знаний нарастает, превращая их в информацию:
Как мы уже упоминали, людям нередко необходимы конкретные доказательства преимуществ сотрудничества и обмена знаниями не только для общей цели, но и для них лично. Действительно, поскольку период полураспада знаний постоянно сокращается, ценность того, что известно отдельному лицу, день ото дня уменьшается. Так почему бы не использовать имеющиеся знания для того, чтобы приобрести новые? Если у знаний есть стоимость, они подвержены тем же экономическим факторам, что и любая валюта, в том числе инфляции. Эту концепцию вначале довольно сложно уловить, однако она жизненно важна для выживания в новой экономике.
Период полураспада знаний - момент, когда приобретение новых знаний более эффективно в ценовом отношении, т. е. обеспечит большую прибыль, чем поддержка существующих знаний[10].
Прибыль или доход, который может быть получен при применении знаний в будущем гораздо сложнее посчитать, чем для финансовых инвестиций. Поэтому более оправданно использование понятия «дисконтирование знаний». При расчете периода дисконтирования знаний используются следующие параметры:
  1. Будущую ситуацию профессиональной деятельности, в которой будет существовать потребность в определенных знаниях. Финансовую оценку затрат на решение профессиональной задачи без необходимого знания и финансовую оценку затрат на решение профессиональной задачи с наличием необходимых знаний.
  2. Оценку затрат, необходимых на выработку требований к содержанию и форме необходимых знаний и на адекватное применение знаний при решении профессиональных задач.
  3. Затраты, связанные с поиском или генерированием знаний.
  4. Доход, полученный от успешного (в срок и с требуемыми ресурсами) решения профессиональной задачи.
Исходя из результатов полученных расчетов, периодом дисконтирования знаний будет являться: изменение стоимости знаний, начиная с момента их получения и заканчивая моментом их использования при решении профессиональной задачи.
Для того чтобы оценивать динамику стоимости знаний в этот период необходимо оценить стоимость знаний как минимум в 3-х точках: в момент создания, в момент использования (в том числе по полученному эффекту) и на промежуточном этапе. Тогда период дисконтирования знаний должен как минимум в два и более раз превосходить период управляемого события (решения профессиональной задачи). По сути, здесь действует теорема Котельникова, но уже применяемая к знанию.
Для чего необходима оценка периода дисконтирования знаний? Прежде всего для того, чтобы компания могла про-активно реагировать на возникающие кризисные и проблемные ситуации, а не быть ре- активной. Мы не должны получать знания после возникающей проблемной ситуации, а при помощи знаний мы должны этой ситуацией управлять.
Такой подход – от конкретной актуальной потребности в знаниях к поиску информации, способной удовлетворить эту потребность, делает процесс управления знаниями очень похожим на логистический принцип «точно в срок» (канбан), когда на складе (в нашем случае в «базе знаний») хранятся только те знания, которые необходимы здесь и сейчас.

3.3.Управление знаниями – это ключевой бизнес-процесс управления эффективностью предприятия
Итак, деятельность по управлению знаниями должна:
1.1.   Фильтровать информацию и работать со знанием;
1.2.   Работать и с полезным знанием и с выделенным диверсионным;
1.3.   Работать со знанием, как с движением капитала, тем самым превращая знание в капитал;
2.1. Определять зависимость эффективности применяемых знаний и управлять такими контекстами как – структурная иерархия, территориальное распределение;
2.2. Определять актуальное (адекватное) время применения знания;
2.3. Выделять и распределять знание по ключевым точкам структуры и времени организации;
3.1. Организовывать взаимодействие внешнего и внутреннего знания;
3.2. Управлять периодом дисконтирования знания;
Реализация перечисленных требований сама по себе ничего не стоит, если они не организованы в процесс непрерывного управления эффективностью предприятия или системы предприятий.
Основной особенностью такого процесса является итерационность, решающая следующие вопросы:
  • Где применяется знание (п. 2.1. и 3.1.)?
  • Когда применяется знание (п. 2.2. и 3.2.)?
Ответ на один из этих вопросов должен уточнить другой и так до необходимой достаточности. Указанный итерационный процесс определяется и сам конкретизирует:
  • требования к результативности знания и к самому знанию.
  • дает ответ на вопрос п. 2.3.
Деятельность самого центра управления знаниями в таком случае на оперативно-тактическом уровне имеет дело с тем, что указано в пунктах 1.1.; 1.2; 1.3.
Для разветвленных предприятий целесообразно каскадирование структуры управления знаниями.
Заключение.
В статье изложены необходимые и достаточные требования к построению системы управления знаниями. Процесс фильтрации информационного шума и умение работать с диверсионным знанием уже само по себе приводит к значительным результатам. Достаточно вспомнить, как развивалась ситуация с системами непрерывного улучшения (Деминг и др.), появившиеся после войны. Они изначально обладали на то время удивительной эффективностью.
Но! В процессе усложнения производственно- экономических отношений сами управленческие системы за счет пересечения потоков знаний, за счет усложнения контекстов, с ускорением начинали вырабатывать (генерировать) информационный шум, превращая положительный эффект в диверсионный.
Или можно вспомнить реальную практику внедрения Систем сбалансированных показателей. Когда процесс каскадирования целей и определения ключевых показателей эффективности на каждом этапе создания и отладки производит целые пакеты диверсионного знания.
Процесс внедрения управления знаниями должен сам идти итерационно, как сверху-вниз, так и снизу-вверх (алгоритм и особенности построения систем управления знаниями мы рассмотрим в следующей статье).
Даже частичное применение принципов управления знаниями, которым посвящена наша статья, при совершенствовании системы управления приводит к самым выдающимся результатам. Вот пример из нашей практики:
В 2004 году в ОАО «Костромская ГРЭС» (одна из наиболее крупных тепловых электростанций России и Евросоюза) была поставлена задача по подготовки к реорганизации. Сложилась противоречивая ситуация – для концентрации ресурсов следует объединить (присоединить) ряд предприятий, но с присоединением предприятий система сбалансированных показателей (ССП) становится настолько сложной, что неизбежны катастрофические потери из-за плохой управляемости.
Результат применения указанных в статье принципов:
«…Полученные в ходе обучения знания помогли специалистам КГРЭС ускорить и упростить процесс запуска ССП, административного аудита, реинжиниринга и эффективно организовать процессы управления, позволившие достичь поставленных целей» (Отзыв по обучению специалистов, 2004 г)).
Как следствие:
«… рентабельность собственного капитала ОАО "КГРЭС" выросла за 2004 год с 0,83 до 5,8 процента. Капитализация в середине октября достигла 512 миллионов долларов США (рост составил 137% по сравнению с началом года)»[11].
«В феврале 2006 акции ОАО «ОГК- 3» вышли на торги ведущих российских бирж – «РТС» и «ММВБ». В конце марта 2007 года третья генкомпания провела успешное размещение допэмиссии своих акций. За 37,9% акций ОГК-3 удалось выручить около 3,1 млрд, долларов, на 1,3-1,5 млрд. долларов больше, чем прогнозировалось»[12].

 


Метки данной записи: управление знаниями результативное управление знаниями

Комментарии

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM