Недавно прочитал книгу известного американского специалиста по
организационной эффективности и развитию лидерства Дэвида Хэнны
«Кодекс выживания. Естественные законы в бизнесе» от издательства
«Манн, Иванов и Фербер». Впервые услышал о ней от российских
соавторов этой книги – Максима Ильина и Георгия Мелик-Еганова, и мне
стало интересно самому ее прочитать.
О чем эта книга? О правилах поведения организаций, соблюдение которых, по
мнению Дэвида Хэнны, жизненно необходимо для выживания и эффективного
функционирования организаций. По сути Хэнна выдвигает любопытную концепцию
семи способностей организации – ключевых организационных компетенций,
определяющих благополучие организации как системы, некоего живого организма,
существующего в контексте системы более высокого уровня, экономической
экосистемы. При этом автор избегает излишней наукообразной сложности и
занудности и описывает эти способности весьма просто и понятно, иллюстрируя
свои тезисы примерами из личной практики, из практики своих знакомых
управленцев (менеджеров) и известных корпораций. В этом ему помогают
российские соавторы, добавившие в книгу немало интересных, местами даже
забавных (на мой взгляд) примеров из российской практики, в том числе и
непосредственно из своего личного опыта. Это делает книгу еще более понятной и
близкой нашему отечественному читателю.
Какие организационные способности Хэнна считает жизненно важными для
организации?
Перво-наперво, это ориентация организации, ее стратегии на удовлетворение
потребностей стейкхолдеров организации – потребителей, работников,
собственников. В этом автор видит первейшее условие выживания и процветания
компании, и в этом с ним трудно не согласиться.
Второй важнейшей способностью названо умение определять такие цели
организации, которые понятны и мотивируют весь персонал, всех сотрудников
– от самых рядовых до самых топовых. И отсутствие такого умения –
залог неэффективности и постоянных проблем в компании. Лично мне очень
«запал в душу» приведенный российскими соавторами наглядный пример
из жизни некоего отечественного банка, в котором, как оказалось, представления
топ-менеджеров о стратегических целях банка не совпали ни друг с другом, ни с
мнением главы банка. Вот и жди от них эффективности! Рыба, как говорится, с
головы…
В качестве третьего условия успешного функционирования организации Хэнна
указывает формирование и поддержание правильных и понятных рабочих процессов,
ориентированных на качественное достижение целей, как раз определяемых
вышеназванными организационными компетенциями. В общем речь идет о внедрении
эффективных бизнес-процессов, без лишней бюрократии несущих клиенту пользу (и
не могущих не вызвать взаимность). Тесно связанной с этим условием является
четвертая ключевая способность организации – умение решать проблемы в
точке их возникновения, т.е. здесь и сейчас, насколько это возможно, без
проволочек, бестолковых бесконечных согласований и размазывания
ответственности. Кто бы спорил (уж точно – не я!).
Следующими жизненно важными компетенциями организации автор называет умение
справляться с неизбежным в наш век усложнением требований, информации,
структур и прочих внешних и внутренних факторов, а также умение налаживать и
развивать синергетическое партнерство - внутри организации и вовне, с ее
внешними партнерами. Целое – больше суммы частей!
Наконец, седьмой ключевой компетенцией любой компании является ее
способность адаптироваться к изменениям. Как следует из второго закона
термодинамики, системы неуклонно движутся к состоянию дезорганизации и смерти,
а потому – дабы жить долго и счастливо – Хэнна призывает:
корректируйте стратегию и перераспределяйте ваши ресурсы в ситуации внешних
изменений, чтобы оставаться в верхней точке кривой жизненного цикла!
Таков кодекс выживания организации по Дэвиду Хэнне – семь простых по
понимаю, но (как показывает практика) очень сложных по исполнению законов
создания и функционирования всякой компании, условий ее долгой и счастливой
жизни.
Конечно, Хэнна не первый и далеко не последний, кто пишет об универсальных
законах бытия организаций вообще и бизнеса в частности, и, откровенно говоря,
откровений (простите за тавтологию) и озарений вы здесь не найдете. Однако они
и не нужны. Есть совершенно трезвые, доступные и логичные мысли, с которыми
едва ли можно не согласиться. Есть подтверждающие и раскрывающие их примеры, в
том числе и из практики нашего отечественного бизнеса. Есть понятные и четкие
рисунки – схемы и таблицы, помогающие визуально воспринять тезисы и
аргументы авторов. И в этом, как мне кажется, польза этой книги –
прочитав ее, вы получите подтверждение того, что знали ранее, или о чем
догадывались, но подтверждение структурированное и мотивирующее. А потому
– приятного вам чтения!