![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
Новые материалы |
![]() |
Облако тегов | ![]() |
События | ![]() |
![]() | полный список |
Последние обсуждения | ![]() |
![]() | 26.09.2019 16:41:06 Новый уровень безопасности дыхания |
![]() | 30.08.2019 14:26:41 Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего» |
![]() | 30.08.2019 11:33:40 Молодые профессионалы за устойчивое будущее |
![]() | 24.08.2019 14:36:18 Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов |
![]() | 09.08.2019 16:18:31 Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту |
Опросы | ![]() |
![]() | Актуальные направления работы HR вашей организации 2017 |
![]() |
HR-Блоги | ![]() |
![]() |
![]()
|
||||||||||
Хам
— от сущ. хам, далее из русск.-цслав.
хамъ «человек из простонародья», далее от им. собств.
Хам (др.-греч. Χάμ, из ивр. חָם,
т. е. жаркий), один из сыновей Ноя (Быт. 9:18); он известен своим
непочтительным отношением к отцу и тем, что своим поступком навлек проклятие
Ноя на своего сына Ханаана (9:20 и дал.).
Наша карьера зависит не только от знаний и опыта работы, но и от умения выстраивать отношения в коллективе. К сожалению, далеко не всегда наши коллеги — милые приветливые люди, готовые всегда прийти на помощь. В каждом офисе есть сотрудники, с которыми будет сложно поладить даже абсолютно лояльному флегматику. Как бороться с грубияном и ехидным сотрудникомХамство сегодня — проблема нашего общества. Хамят все и всюду. И процент хамства, по-моему наблюдению, растет из года в год. Бывает и так, что вместо конструктивного общения сотрудники начинают кричать, ругаться, переходить на личности, оскорблять или грубо разговаривать друг с другом. Кто- то относится к подобным выходкам терпимо, кто-то – нет. Кто такие хамы?Хамство проявляется в словах, жестах, делах или в отсутствии дел. Значение хамства достаточно размыто, и зависит от культурного уровня людей, которые общаются. Одно и то же выражение может одним показаться хамством, а другим – нет. По сути, что такое хамство? Ведь это практически всегда заведомо безответное оскорбление словом, действием, поступком. Люди, которые хамят, зачастую таким «оригинальным» способом самоутверждаются за счет других. И офисная жизнь – не исключение.
Грубые замечания, подколы, ехидство, отравляющее жизнь более скромным и, зачастую, молодым коллегам, может исходить как от рядовых сотрудников, так и от руководства. И здесь следует разделять два типа корпоративных хамов: тех, которые ведут себя подобным образом со всеми, и тех, кто направляет свою агрессию и ехидство в сторону отдельных сотрудников. В первом случае мы можем говорить о некоем стандарте общения, сложившемся в коллективе. Если все принимают такое обращение (даже чувствуя внутренний протест) и остаются «на своих местах», вряд ли что-то изменится. Основа подобных взаимоотношений — страх. Но не будем вдаваться в подробности из области психологии или психиатрии. Наша задача — найти простое практическое решение. Кстати, со вторым случаем (хамы по отношению к отдельным сотрудникам) бывают варианты: от банальной зависти до… влюбленности, как бы странно это не казалось в коллективе взрослых людей. И здесь решение может быть самым неожиданным.
Безусловно, на практике бывает сложно ответить офисному обидчику так, чтобы самому в итоге не прослыть хамом. Все-таки речь идет о провокациях, с которыми не все умеют бороться. Универсальный совет только один: обращайте внимание на истинное намерение человека, скрывающееся за хамским обращением: чего он на самом деле хочет добиться? Ведь хамство бывает постоянное и случайное. Второе — самый простой вариант — случайный взрыв эмоций у вполне нормального и симпатичного человека. Типичная реакция на грубое поведение. Неправильным будет отвечать на эмоциональный выплеск ответным хамством, от этого агрессия будет только усиливаться, и ни к чему хорошему это не приведет, особенно учитывая, что все происходит на работе. Спокойно переждите, дайте человеку выговориться, спустить пар. Далее, если аргументация конструктивна, скажите, что обдумаете и ответите. Если нет, просто молча удалитесь. Возможно, просто задайте вопрос: «Что у тебя случилось? Все плохо?». Такие вопросы ставят в тупик. Постоянное хамство присуще сотрудникам, которые обделены общественным вниманием, но остро нуждаются в нем. Если не удается достичь вожделенной славы за счет личных заслуг, они пытаются выделиться за счет окружающих. Они не умеют или не хотят общаться по-другому. Хамить просто, а чтобы реагировать конструктивно, нужно прикладывать усилия. Хамство дает им иллюзию самоутверждения. Участвуя в конфликтной ситуации, хам испытывает иллюзию признания: ведь с ним общаются, вступают в перепалку, иногда даже поддерживают, а значит, признают как само его существование, так и (хоть и мнимое!) лидерство. Таким образом, есть возможность выделиться из толпы, продемонстрировать себя. Самый простой, но для кого-то самый сложный вариант: просто промолчать. Если ответной реакции нет вовсе или она не совпадает с ожидаемой, значит, попытка не удалась. Еще одно возможное решение: «разговор по душам», выяснение причин негативного отношения к коллегам. Если же сотрудник-хам не желает идти на уступки и меняться, придется сократить все контакты с ним до минимума, а деловые вопросы решать только в письменной форме, чтобы всегда иметь доказательства хамского поведения. Хам понимает, что в письме выражаться теми же словами, к которым он привык в живом общении, уже не так-то просто. У него начинает работать внутренний «тормоз», поскольку хам обычно трус и боится ответственности. Хамите, парниша!Одно из распространенных проявлений хамства — т.н. «сетевое», т.е. виртуальное хамство. Интересно, как новые реалии жизни в интернете и развития социальных медиа отразились на корпоративной культуре и протоколах российских компаний. Все чаще прямым последствием хамства в социальных медиа становится увольнение, причем это касается не только первых лиц компаний или сотрудников. Кого увольняли за хамство в соцсетях:
Очевидно, что эти люди были уволены не за контент (содержание) своих публичных сообщений, а скорее в связи с тем, что эти посты показали, насколько данные сотрудники неспособны проследить причинно-следственную связь. Кому нужна сотрудница, которая врет, что болеет, но «не в ее компетенции» воздержаться от постинга в соцсети? Если это не поможет, мы напишем в СпортлотоВ случае хамства на работе можно обсудить проблему с руководителем. Главное — убрать из разговора ненужные эмоции, не жаловаться и не обвинять. Четко изложить свою позицию и предложить меры по повышению эффективности работы. Если ваши аргументы убедят руководителя, он самостоятельно найдет способ воздействовать на тех, кто мешает вам работать. Но очень важно не злоупотреблять этим приемом и не пользоваться им тогда, когда вы сами можете справиться с ситуацией. Иначе руководителю захочется избавиться от вас, как надоедливого нытика. Безусловно, можно обратить все в шутку. Попробуйте поиграть словами, найти в них второй смысл, слегка что-то преувеличить. Поднимите на смех слова офисного хама, доведите их до логического абсурда, или покажите, что вы оценили «удачную шутку». Еще одна причина хамского поведения со стороны сотрудника — месть за хамство, оставшееся безответным. Оскорбленный сотрудник может выместить злость на своих коллегах, равных ему по статусу или ниже, а те, в свою очередь, — отыгрываются на ком-нибудь другом. Отдельная тема: циничные наглые остряки в офисе. Такой «шутник» способен отравить не один рабочий день. Его излюбленные приемы — презрение и пренебрежение, а в способности находить слабые места коллег ему нет равных! Он легко нащупывает самую болезненную тему и отпускает по этому поводу язвительные замечания и плоские шутки. Если вы услышали в свой адрес неприятную шутку можно сразу открыто отреагировать и громко прокомментировать сказанное при всех сотрудниках. Главное не смущаться и не стыдится, а показать, что вам все равно и вам просто смешны его жалкие потуги задеть вас. А если вы обладаете и чувством юмора, то вам ничего не стоит переиграть его на его же поле. В крайнем случае, не получается придумать быстро ответ — расскажите анекдот в тему. Когда остряк попадает в неловкую ситуацию, его ехидство обычно быстро испаряется. Девочек, которые не замужем, часто задевает вопрос о личной жизни. Одну из сотрудниц отдела маркетинга изводила коллега таким каждодневным вопросом: когда замуж? Пора-пора! Девушка краснела, злилась и настроение было испорчено на весь день. И так до тех пор, пока она не нашла в себе силы и не предприняла ответную атаку на эту же злободневную тему. Может и не очень красиво, но оказалось эффективно. Многие любят шутить над другими, но над собой могут посмеяться не все:
Если недоброжелатель с фальшивой нотой в голосе подмечает, что из-за вчерашней пирушки вы скверно выглядите, поблагодарите его за неравнодушие, и, в свою очередь, проявите заботу о внешнем виде обидчика: «Странно, ты вот вроде бы вчера весь вечер дома просидел, а выглядишь все равно помято. Посмотри, какие у тебя синяки под глазами!». Или скажите, что забыли посмотреть в зеркало, так как очень торопились на работу, а потом, окинув беглым взглядом наглеца, радостно добавьте: «О, я гляжу, вы тоже не любите в зеркало смотреться!». Можно ответить на оскорбление, переведя негативные качества, которые вам приписывают, в достоинства: «Вы многословны и болтливы», — «Просто я коммуникабельный человек!». Что такое хорошо и что такое плохоЧто считать хамством и уничижением в каждом конкретном случае — выбор руководства компании, и, кстати, модальность этого выбора многое говорит о корпоративной культуре данной организации. Впрочем, мне вовсе неизвестны руководители, которым бы понравились публичные саркастические высказывания сотрудников о своих продуктах и услугах. Унижение (даже если мы говорим о т.н. «шуточной» форме!) может привести только к одному — увольнению. Конечно, каждый человек имеет определенные недостатки. И он не обязан меняться только для того, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Но проблема в том, что он задевает личные границы другого. И здесь каждый волен выбирать то, что ему подходит больше. Если есть желание воевать за свое место под солнцем — пожалуйста! Если же личным целям и задачам нападки и другие проявления коллег не очень-то и мешают, отойдите в сторонку — пусть себе развлекаются. Ну а если проще уступить, сделать как просят, не заметить хамства, проглотить все — это тоже ваш выбор.
Продолжение следует Метки данной записи: хамство на работе примеры из практики коллектив лидерство |
![]() |
Комментарии | ![]() |
|
![]() спасибо за статью, много просмотров через социальные сети |
![]() |
![]() Пожалуйста! Я готова на этой неделе вторую часть показать миру. |
|
![]() я, правда, не согласен про PR сотрудницу крупного банка, посколько сотрудница эта не могла без санкции начальства выложить анекдот) У вас есть профиль в сети Линкедин? |
![]() |
![]() Про сотрудницу - дело прошлое, кто ж теперь разберет
А в социальных сетях меня нет - я не социально активна в этом смысле. |
|
![]() ок, просто там комментят ваш пост. и там жизнь гораздо активнее, чем здесь в плане комментов) |
![]() |
![]() Спасибо, статья понравилась и тема актуальная. Будет интересно прочитать продолжение статьи. |
Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или
Share | |
![]() |
![]() |
О проекте Реклама ![]() |
©2000-2011, HRM![]() |