Приключения «дизайн-мыслителей» в России. Часть 2 / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Удаленные работники: разрушение стереотипов
   Горняки в Забайкалье отказались выходить из шахты из-за задержки зарплаты
   Работодателей ждут штрафы за зарплаты ниже рынка
   Выходное пособие: кто действительно выигрывает от трехдневного уик-энда
   Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  24.03.2013 9:58:51
Как найти персонал на работу вахтовым методом?
  23.03.2013 2:38:39
программист работа
  23.03.2013 2:37:20
программист работа
  22.03.2013 9:24:15
Зифа Димитриева и Авторская школа менеджмента заняла 2 место по России в номинации «Управленческие краткосрочные тренинги»
  20.03.2013 14:03:07
Перевод рабочих дней ежегодного оплачиваемого отпуска в календарные


Опросы
Все опросы

HR-Блоги
Мария Шувалова 13.07.2011 12:37:35 (Изменен 13.07.2011 12:47:23)

Приключения «дизайн-мыслителей» в России. Часть 2

Посмотреть начало -  часть 1 - можно  здесь

Mария Шувалова: Ирина, раз уж мы заговорили о реализованных твоей компанией проектах, расскажи, пожалуйста, о них поподробнее.

Ирина Кутенёва: «Свою деятельность мы разделяем на 3 категории: образовательная (проведение курсов, опробования новых моделей), исследовательская (разработка методологии, которая подпитывает образовательную и проектную деятельность) и проектная (мы помогаем ком-паниям организовать и реализовать проекты в стиле дизайн-мышления, это могут быть на нашей базе, так и на клиентской базе).

Немного о наших образовательных проектах. На сегодняшний момент мы сделали три образовательных проекта (не считая краткосрочных тренингов), о которых я, пожалуй, начну рассказывать в обратном порядке.

Буквально на днях мы завершили курс в Вышке – Высшей Школе Экономики - «Полезные инструменты дизайн-мышления в создании концепций новых продуктов и услуг» . Это уже третья полноценная программа, которую мы сделали в России. Она состояла из пяти встреч продолжительностью по три часа, которые на практике превратились в четыре, именно по завершении этой программы, участниками была предложена инициатива по формированию Клуба дизайн-мыслителей. Несмотря на то, что занятия завершены, мы продолжаем встречаться, создаем on-line представительство и определяемся с целями и форматами дальнейшего взаимодействия. Для нас это неожиданно, но очень приятно.

Два других проекта были реализованы нами на базе бизнес-инкубатора InnovationStudio, где специально для курса по дизайн- мышлению было создано потрясающее пространство. В нашем распоряжении была мобильная мебель, которая позволяла трансформировать, менять аудиторию под текущие задачи, что очень в духе и концепте дизайн-мышления.

Свой самый первый курс, где были использованы методы дизайн-мышления и формат ра-боты Стэнфордской школы, вместе с InnovationStudio мы проводили в декабре 2010г. Его участниками были уже выпускники, которые задумывались о создании собственного бизнеса. Это была совместная работа с Екатериной Храмковой, руководителем компании Lumiknows и Владимиром Бубенцовым, представителем компании ТРИЗ-ПРОФИ, который привнес в программу методику ТРИЗ. Это был очень интенсивный и насыщенный курс продолжительностью четыре недели – 72 академических часа, на котором участ-никам был представлен широкий спектр инструментов для поиска скрытых потребностей. В рамках экспериментального курса мы делали попытку объединить методы ТРИЗ и дизайн-мышления.  

Второй проект был в рамках программы магистрантов экономического факультета МГУ. Мы привнесли в программу больше итерационности и буквально каждую неделю отправляли студентов на проведение новых исследований. И, как мы полагаем, нам удалось осуществить переворот в мышлении студентов – помочь отойти от академичности, образовательных традиций и попробовать иной метод – метод действий. Хотя для некоторых из них, это был шок.

Для каждого курса мы разработали уникальную модель с определенными ударениями в методологии. С магистрами МГУ мы опробовали новую модель по поиску бизнес-возможностей. Это был итерационный процесс, где студенты окунулись в жизнь пожилых людей, чтобы увидеть через свой опыт их истинные потребности. Можно утверждать, что мы теперь знаем, как организовать процесс, чтобы увидеть новые бизнес-возможности.

В Вышке мы сделали акцент на инструменты дизайн-мышления, обратили внимание на роль пространства в процессе создания инноваций и на роль междисциплинарных команд.

Все три наши проекта получились очень разными, потому что у нас были разные аудитории и цели, но все очень интересными. Мы убедились, что при обучении методу дизайн-мышления, нужно использовать не слова и разбор готовых кейсов, а действия - меньше говорить, и больше стимулировать активную деятельность участников. Не передавать чей-то готовый опыт на словах или в виде кейсов, а формировать условия, в которых участники могут сами создавать свой опыт и знание через действие.

Что это за опыт? Опыт взаимодействия с другими людьми (внутри команды и с потенциальными потребителями будущего продукта или услуги), опыт создания пространства, физической атмосферы, в которой ты работаешь, и, конечно, опыт применения новых инструментов. И, пожалуй, на нашей последней программе в Вышке нам это удалось в полном объеме. Там мы не обучали людей, а помогали создать собственный опыт»

Mария Шувалова: Ирина, ты проходила обучение в Стенфорде, а теперь у тебя есть опыт разработки и проведения обучающих программ в России. Замечаешь ли ты какую-то разницу, быть может, «национальные» особенности?

Ирина Кутенёва: «Да, действительно есть особенности, в основе которых лежат культурные различия. Например, в Российской культуре мы садимся за стол и начинаем «обсуждать», и это обсуждение превращается в процесс, который может тянуться бесконечно долго и ничем не закончиться. Кроме этого нам очень трудно перейти от обсуждения к действию, реализации. Все становиться очень-очень длинным и долгим.

А еще российской культуре очень свойственна критика. Она бывает избыточной, излишней и неуместной. Люди буквально «сваливаются» в критику.

В американской культуре все иначе. Обсуждение коротко и менее детализировано, переход к активным действиям осуществляется быстро. Если есть инициатива, то часто говорят: «Класс! Давайте это сделаем!» А у нас говорят: «Ну-ка, ну-ка, подождите, да- вайте-ка сначала подумаем, сначала взвесим все «за» и «против» и уже потом …» Ну а по факту, скорее откажемся от идеи, чем ее опробуем.

Но как показывает практика применения дизайн-мышления в России, это все-таки можно изменить»

Mария Шувалова: Поделитесь, пожалуйста, своими планами – ближайшими и долгосрочными. И может быть даже мечтами, которые хотелось бы воплотить.

Дина Мельникова: «Планы – это, конечно, хорошо! Но хочется еще раз отметить, что дизайн-мышление – это такой метод, в котором, чем больше делаешь, тем больше получается. Метод, приближающий к реальности. В своей работе мы стараемся сделать процесс перехода от мечтаний к конкретным действиям. Мы придерживаемся методов, которым обучаем, поэтому скорее не только планируем, но и прототипируем. Каждый реализованный нами проект – это прототип реализации мечты, активное действие по ее достижению.

Из ближайших проектов набольшее внимание нами сейчас уделяется подготовке летнего итенсива совместно с Британской Высшей Школой Дизайна. Конечно, есть и мечты. Для меня это адаптация методов дизайн-мышления для создания детской программы. Когда мы проводили курс для магистров, один молодой человек не мог понять, зачем лепить из пластилина. У детей многих вопросов не возникает, нет блокирующих поведение стереотипов. И в то же время в их руках огромный потенциал по решению проблем! Если дать возможность подрастающему поколению почувствовать себя творцами окружающего мира, то они горы свернут. Сейчас мы общаемся с руководителями программ и студий, активно занимающихся детским развитием, ищем партнеров для разработки и воплощения в жизнь методологии дизайн мышления для детей.

Вдохновляет тот факт, что подобные проекты успешно существуют и развиваются на западе. Например, К 12, созданный в партнерстве Стенфордской школы дизайн-мышления d.school. и компании IDEO. Внимание к детскому образованию в контексте дизайн-мышления вполне обосновано. В первую очередь, конечно, это желание сделать качественный продукт для собственных детей.

Если мы рассматриваем картину в целом – то для нас дизайн-мышление представляется одной из ключевых возможностей развития образования вообще, как бы громко это ни звучало.

Дизайн-мышление повышает мотивацию, делает обучение наглядным и веселым, соединяет различные дисциплины и направления, притягивает людей с разными интересами и профессиональными навыками, развивает личную инициативность, эмпатию по отношению к окружающим людям, интегрирует воображение с аналитическими приемами, помогает мыслить и действовать конструктивно. Это очень хорошие качества, необходимые не только для детей, но и для взрослых. И чем раньше мы научимся развивать их в своих детях – тем лучше»

Ирина Кутенёва: «Да, у нас есть краткосрочная мечта – создать российскую дизайн-школу – среду, в которой смогут встречаться представители различных дисциплин для реализации совместных проектов в стиле и с использованием инструментов дизайн- мышления. Иными словами мы хотим передавать людям полезные навыки, которые будут полезны им самим, и которые они станут внедрять и распространять дальше. Наша «краткосрочная» мечта - это междисциплинарная среда для создания нового. Мы знаем, как это сделано в Америке, в Великобритании, Италии, Германии. И мы хотим реализовать это в России.

Причем, не только хотим, но и делаем. В наших ближайших планах сотрудничество с Британской Высшей Школой Дизайна. Совместно с руководителем курса «Дизайн-менеджмент» Марией Сташенко, мы сделаем летний интенсив, который пройдет в начале июля 2011 года . Это своего рода проект, или в терминах дизайн-мышления прототип будущей школы. На этой экспериментальной площадке соберутся вместе представители дизайн- сообщества, бизнес-сообщества (причем, как российского, так и международного) и, конечно, представители гуманитарных и социальных дисциплин – психологи и социологи. На это событие мы пригласили Ларри Лэйфера – профессора инженерного факультета и директора Центра дизайн-исследований в Стенфордском университете, успешного предпринимателя и гуру дизайн-мышления . А еще к нам приезжает Ули Вайнберг – профессор, директор школы дизайн-мышления D-School. Рама Гираву, заместитель директора Helen Hamlyn Centre for Design, Royal College of Art, гуру в области применения этнографических исследований.

В течение девяти дней участники проекта будут работать над реальной задачей, поставленной компанией-заказчиком. Точнее, будет задан вектор. Двигаясь согласно этому вектору, участники будут учиться взаимодействию в междисциплинарной команде, искать скрытые потребности потенциальных пользователей, разрабатывать и представлять прототипы решений.

В завершении курса мы планируем провести небольшую конференцию, посвященную перспективам применения дизайн-мышления в России и формированию культуры, среды, в которой будет возможно создание нового.

Ну а в долгосрочной перспективе рассчитываем внести вклад в развитие образования в масштабах страны. Мы полагаем, что с помощью наших инициатив это возможно.

Как это сделать? Для начала, создать рабочее пространство, стимулирующее к действию. Именно такое мы создадим на площадке летнего интенсива»

Что к этому добавить?

P.S.: На этом фото клуб дизайн-мыслителей из Высшей школы экономики. Среди них есть несколько hr-ов – новоиспеченный  российский дизайн-мыслительный инсайт. Так что если вы кого-то узнали, просите, чтобы научили технологии :))

 


Метки данной записи: дизайн-мышление креативность в бизнесе творческое мышление

Комментарии

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM