Приведи друга и измерь лояльность
Один из участников дискуссии поделился (цитирую
кусочками):
«…..в среднем, из 12 официально
трудоустроенных сотрудников в месяц, двое пришли по рекомендации. Это 16% с
копейками. Но при этом, данные сотрудники быстрее проходят адаптационный период
и не покидают компанию в первые месяцы работы…..
…..процент ухода таких сотрудников крайне
низок…..
*Могу добавить, что в другой компании, тоже розница,
данная программа не работала, хотя выплаты были выше. И тут еще одна гипотеза
появляется - готов ли вообще сотрудник рекомендовать свою компанию
друзьям…..»
Дальше мы пришли к выводу, что успешность программы
определяется лояльностью персонала к своему работодателю.
В эту же копилку хочу добавить результаты опросов об
источниках работы. В России (и по нашим данным, и тем более по данным
HH) на первом месте стоят джоб сайты, а потом такая форма
как «через знакомых» (см, например результаты нашего прошлогоднего
опроса
Как
мы находим свою работу?). На Западе джоб сайты уступают реферальным
программам – то, что у нас называется «Приведи друга».
Несколько измышлений по этому
поводу
Уровень развития реферальных программ в компании
говорить о зрелости менеджмента и связан с такими понятиями, как
- лояльность персонала,
- включенность персонала (или более популярно: вовлеченность – причем
реальную вовлеченность, а не нарисованную, как у нас принято делать
последнее время),
- зрелость менеджмента (ответственность за результаты работы всей компании).
И, простите за навязчивость, с таким понятием как
agile. Реферальная программа (Приведи друга) поэтому
не только и не столько инструмент рекрутинга, а форма организации менеджмента
компании, корпоративной культуры, форма внутренних коммуникаций. Развивая эту
программу, вы развиваете вышеуказанное. И если программа неуспешна, то причины
ее нужно искать не только в сумме вознаграждения, а в определении уровня
лояльности персонала, развитости внутренних коммуникаций, коллаборативности
(сотрудничестве).
Уровень успешности реферальной программы является
диагностическим средством. И инструментом развития. Поэтому, предлагая внедрить
реферальную программу (программу Приведи друга), вы можете использовать
указанные мной аргументы в общении с руководством компании.
Очень интересен ваш опыт и соображения по данному
поводу. Если вы заинтересовались и решили внедрить у себя такую программу,
поделитесь опытом здесь или у нас форуме
Схема
«Приведи друга»