Неформальное обучение - что это такое и стоит ли на это
обращать внимание? Вопрос актуальный, потому как все больше методов и подходов,
особенно западный, начали на это смотреть и предлагать как один из элементов
системы обучения в целом. Почему?
Скорее всего, что мы стали больше общаться. Не лично, а онлайн. И в тех
компаниях, где это не запрещено, начали активно задумываться, как можно это все
использовать во благо корпоративных целей. Кстати, там где всякие популярные
социальные сети заблокированы, вовсе не означает, что
сотрудники ими в рабочее время не пользуются. Как? С мобильного, на нем сейчас
интернет совсем недорогой, позволить его могут многие, а приложения для
использования соцсетей на мобильном плодятся как грибы. Так что если смысл что-
то запрещать...?
Так вот, именно распространение общения в социальных сетях и привело к тому,
что многие западные специалисты по обучению вновь стали поднимать тему
неформального обучения. Раньше мы говорили о трех основных
местах для такого обучения (кроме самого рабочего места) - это куллер с водой,
кофе-машина и курилка. Но там процессы контролировать сложно, а потому про
неформальное обучение просто забывали или же пытались его некоторым образом
формализовать, то есть назначить место, время и все такое прочее. Теперь есть
соцсеть. Там можно организовать очень интересные схемы развития знаний и
навыков сотрудников.
Самый простой сценарий:
- Берем Facebook и делаем там страничку нашей компании (только все дожно быть
красиво, с логотипом и прочим). Лучше даже группу, там можно будет принимать
решение о том, кого пускать, а кого нет.
- Назначаем ответственного за эту страничку или даже несколько, которые будут
писать туда новости, задавать там актуальные вопросы
- Делаем рассылку по корп почте о том, что у нас теперь есть страничка
компании на FB для сотрудников. Только не путайте ее со страничкой для
клиентов, там будут несколько иные вещи.
- Сотрудники начинают активно присоединяться, потому что это интересно и
прикольно и необычно.
- Условие приема в группу - должно быть в профиле на FB указано, что я
работаю в нашей компании на такой-то позиции.
- Теперь начинаем группу раскручивать - задаем вопросы, публикуем интересные
ссылки (например о компании или об отрасли компании)
- Самое главное - активизировать людей, чтобы и они там начали задавать
вопросы и отвечать на них. Тут важно, чтобы вы поднимали темы, которые
актуальны и интересны. В качестве затравки можно и не совсем рабочие вопросы
поднимать, просто чтобы людей приучить к площадке.
- Важно, чтобы вопросы там начали задавать те, кто не является организаторами
этой инициативы.
Сейчас про социальные сети многие говорят, что это курилка. А курилку уже
давно называют важным инструментом управления знаниями и
местом неформального обучения. Более того, в таком месте можно
организовать все так, чтобы процесс был и удобен пользователям и прозрачен для
организаторов (в курилке вы все время сидеть не будете, да и некурящие туда не
ходят).