|
Денисова Елена
29.04.2013 21:18:45
(Изменен 06.05.2013 19:27:52)
Тише едешь - дальше будешь? Насколько важно задать темп обучения.
|
|
Одним из самых распространенных преимуществ дистанционного обучения
называют "индивидуальные темпы обучения". Но это еще один миф, на мой взгляд.
Теоретически, это
возможно, но фактически сроки обучения все-таки существуют (исключение
составляет индивидуальное добровольное обучение с целью саморазвития, т.е.
другими словами - самообучение), так как окончание срока - это еще и стимул.
В любом учебном заведении или в корпоративном обучении обязательно есть
контрольные вехи, когда обучаемого проверяют на результат. Это и понятно,
если сроков нет, то и учиться можно вечно, постоянно откладывая на потом.
Но вот в чем, вопрос. Как
правильно рассчитать максимальные сроки обучения? Нужно учитывать несколько моментов: 1. Время реального обучения - физическое
изучение материала (чтение, выполнение заданий, перелистывание слайдов или
страниц). 2. Время на
раздумье и рефлексию.
Кроме того, не стоит забывать, что человеческий мозг не в состоянии усваивать
сразу несколько предметов изучения из разных областей, тем более
самостоятельно, без преподавателя. Это физиологическая особенность мозга -
память формируется только тогда, когда "выстраиваются связи" - нейронные
клетки (если они отмирают, то и память "стирается"). Поэтому обучение должно
проходить постепенно, небольшими порциями. Известно, что люди учатся по разному, с разным
темпом освоения - этому нельзя научить, к сожалению (или к счастью). Это по-
моему является главным ограничением при формировании комплексных учебных
программ. Ни в коем случае нельзя "впихивать" как можно информации в
короткий промежуток времени, основываясь только на реальном времени изучения.
Это приводит к тому, что обучаемый быстро перегружается и перестает
воспринимать новую информацию. Хуже того, не успевает запомнить и осознать
то, что уже изучил. Лучше сроки увеличить на месяц-два (а то и год), но не
злоупотреблять темпами обучения. Тише едешь - дальше будешь. Таким образом, на эффективность обучения
(усвоения) играет роль не только качество учебных инструментов, но и качество
применения их. Возможно,
моя мысль покажется абсурдной, но продолжая тему индивидуализации обучения (от принципа массового
обучения), идеально, если темпы обучения устанавливаются с учетом выбранной
целевой аудитории (например, кто работает в индустрии, динамично меняющейся,
быстрее и изучают курсы, а людям более основательных профессий требуется
больше времени для изучения каждой детали процесса, и соответственно нужно
больше времени для выстраивания выводов и конечного результата обучения).
В идеале, в самом курсе
должен заложен темп обучения. Но если это трудно выполнимо и затратно, то
хотя бы период изучения курса нужно регулировать, оставляя время на рефлексию
и обратную связь. С
уважением, Денисова Елена,
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154
http://blogofdenisova.blogspot.ru @EDDenisova
|