В мире на сегодняшний день (по данным ICF)
работают более 30’000 коучей, в России из них заняты примерно одна-две
тысячи. Общий объем рынка составляет около 1,5 млрд. долларов. Разумеется,
большая часть денег тратится на коучинг в США и Европе. Однако разнятся не
только цены и объемы, но и отношение к коучингу клиентов в России и на Западе.
В целом наши соотечественники меньше доверяют коучам.
Коучинг, взаимодействие, направленное на результат — довольно
распространенный инструмент как в бизнесе, так и в сфере индивидуального
консультирования. По разным данным из 500 самых успешных компаний в рейтинге
Fortune около 94% используют коучинг в своей работе.
Есть очень распространенное мнение, что коучинг для России —
бесполезное и малоизвестное новшество, которое не соответствует русскому
«менталитету» и «русской душе». В причинах недоверия к
коучингу разбиралась Александра Притворова – практикующий коуч и
психотерапевт жизненных перемен.
Во-первых, недоверие можно объяснить неразвитостью рынка.
Первые программы обучения коучей появились в России только в 1998 году, и за
пятнадцать лет количество выучившихся и активно работающих коучей в России
достигло нескольких тысяч. За это время российские клиенты в меньшей степени
привыкли к услуге, чем в западных странах. Однако заметен существенный рост
рынка. По данным Talent Equity Newsletter, рынок коучинга (как и многих
подобных услуг) в России пока не такой большой, как на Западе, но растет
существенно быстрее. Например, почти три четверти опрошенных руководителей, не
использующих коучинг сейчас, допускают его использование в будущем. Более того,
с конца 2008 года директора больших компаний часто ставят своим HR-службам
задачу и руководителям подразделений задачу «быть коучами для своих
подчинённых».
О росте рынка говорит и количество запросов со словом «коучинг»
в Яндексе в январе 2011 года было 22265, в январе 2012 — 26042, в январе
2013 — уже 33424.
Во-вторых, недоверие объясняется особенностями менталитета.
В России принято одновременно с восторгом и недоверием относится ко всему, что
приходит «с Запада». Так и коучинг до сих пор вызывает осторожное
любопытство, смешанное со скепсисом.
Однако по поводу национального характера и коучинга есть хорошие аргументы
из соционики, психологической теории, основанной на работах Карла Густава Юнга.
Из шестнадцати типов можно выделить четыре подгруппы — NF, NT, SF, ST
— из которых по статистике первая подгруппа, интуитивные этики,
«гармонизаторы», являются как лучшими коучами, так и самыми
благодарными клиентами для коучей — а в России процент
«гармонизаторов» достигает 50%! Поэтому рынок для коучинговых услуг
в России потенциально очень велик, вопрос только в его дальнейшем плодотворном
развитии.
В-третьих, российские и западные исследователи используют разные
подходы к измерению результатов. В США задавался вопрос с точки зрения
ROI. При этом 98.5% клиентов коучинга отметили, что их инвестиции в коучинг
стоили вложений. В России вопрос задавался о соответствии ожиданиям. Так,
российские респонденты из бизнеса в 65% случаев ответили, что результаты
коучинга соответствуют их ожиданиям, и в 4% — что результаты превзошли их
ожидания.
Коуч Александра Притворова так комментирует тенденции развития рынка
России: «Рост интереса к коучингу, несомненно, чувствуется. Можно
заметить и рост научных публикаций о коучинге, и появления многих новых школ
коучинга в России. Конечно, на данный момент есть немало людей, которые
называют себя «коучами», не имея соответствующих сертификатов, не
пройдя профессионального обучения — но найти качественного и
профессионального коуча в России уже сейчас достаточно легко, главное —
обращать внимание на его образование, дипломы, качество и содержание отзывов
клиентов. И на свои собственные ощущения при общении, конечно. Нет
универсального коучинга, как нет и одной психотерапии для всех клиентов. Но и
коучинг, и психотерапия могут очень помочь тем, кто хочет изменений в своей
жизни».