сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  15.01.2019 15:06:23
Агрегаторы по подбору персонала
  28.12.2018 11:36:21
Специалист по подбору персонала (Банк)
  17.12.2018 18:30:24
Как защититься от контрафакта в сфере СИЗ
  14.12.2018 12:44:43
Капитализация российских компаний с участием женщин в Советах директоров растет в 1,4 раза быстрее среднерыночной
  07.12.2018 15:33:06
Компания 3М объявила, что обязуется соблюдать принципы устойчивого развития при выпуске всех новых продуктов


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов Тренинг тренеров

      Тематические разделы:
      Обучение и развитие персонала
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение : Тренинги
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение : Тренинги : Тренинг тренеров
      Статьи : Обучение и развитие
      Книги

      Дата публикации: 11.08.2017






      Тренинг тренеров


      О бедной динамике замолвите слово...

      Страшный сон тренера: группа в конце тренинга говорит, что тренинг не понравился, участники ничего не получили, и новой информации не было.

      Групповая динамика - совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. Сюда относятся: стадии развития группы, энергетика группы в каждый момент времени, ее способность к обучению, отношения участников друг к другу, тренеру и происходящему, выработка правил и норм, формирующиеся групповые ценности, принятие групповых решений, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.

      Наша многолетняя практика проведения тренингов и семинаров подтверждает, что только активное управление групповой динамикой делает тренинг эффективным, а нарушение, по тем или иным причинам «правил игры» всегда приводит к негативным последствиям, как говорят в медицине, разной степени тяжести.

      И все же игнорирование динамики часто имеет место, поэтому хотелось бы остановится на особенностях ее протекания и управления ей.

      Тренеру следует учитывать, что группа в своем развитии проходит ряд обязательных стадий: недоверие и настороженность, «пробуждение» и раскрепощение, эмоциональный подъем, нарастание агрессии и сопротивление, разрядка, рабочая стадия на позитивном эмоциональном фоне, завершение (эмоциональная окраска этой стадии зависит от успешности тренинга). На каждой стадии развитие группы управляется и фаситилитируется тренером.

      Особенности групповой динамики во многом зависят от того, как поведет себя неформальный лидер (он всегда появляется даже в сборной группе).

      Несмотря на то, что существуют общие закономерности, раз за разом приходится сталкиваться с существенными различиями в протекании динамических процессов.

      Так, встречались группы, где агрессия никак не проявлялась.

      В одном из магазинов участники были настолько рады обучению (тренингу продаж), которое явилось временной заменой нудной неквалифицированной работе не по специальности, что ни о каком сопротивлении и агрессии просто речь не шла. (Хотя, как правило, наблюдается обратная ситуация).

      В другом тренинге в силу корпоративных традиций все задания выполнялись очень энергично, никто не жаловался на усталость и перегруженность, а к концу все были «как выжатый лимон». Привычка работать «на износ» сослужила плохую службу, снизив эффективность усвоения.

      Чувствовать состояние группы, групповую энергетику, узнавать и управлять стадиями развития группой - один из навыков, тренируемых на тренинге тренеров.

      Представление и более подробное знакомство, разминки, запрос, контракт - обязательные составляющие тренинга. Не стоит ими пренебрегать, так как позднее это

      неизбежно приведет к потере времени, а может быть и снижению эффективности тренинга.

      Знакомство - важный этап работы с группой, обеспечивающий доверие, снижающий тревожность и избыточное напряжение участников.

      Даже работая с сотрудниками одного отдела или небольшой фирмы, убеждаешься в том, как мало они зачастую знают друг о друге.

      Продолжительность этапа знакомства варьирует в зависимости от длительности тренинга и знания членами группы друг друга. Соответственно, всегда можно найти и адекватную форму знакомства.

      Больше узнать друг о друге необходимо не только для обеспечения тренингового процесса, это имеет также посттренинговый эффект - оптимизацию отношений в коллективе.

      Так, не раз во время посттренингового сопровождения организаций в подразделениях, в которых нет как таковой совместной деятельности, а каждый отвечает за свой участок работы (кассиры, инженеры сервисной службы), приходилось видеть, что на тренинге, кроме получения новых навыков и профессионального роста, участники лучше узнали друг друга и сплотились. Появилась психологическая поддержка, оптимизировались отношения в коллективе. В результате каждый сотрудник стал просто чувствовать себя комфортнее на рабочем месте, с большим желанием приходить на работу и естественно лучше работать.

      Разминка - этап создания доброжелательной атмосферы. Разминки встряхивают, энергетизируют, разогревают участников на ролевую игру и упражнения.

      Правильно подобранная и хорошо проведенная в начале тренинга разминка способствует снятию настороженности в группе и установлению доверия.

      На начальных этапах тренинга при выборе разминки желательно руководствоваться принципом успешности. Если есть сомнения в том, что абсолютно все участники справятся с заданием, лучше поискать другую разминку. Неуспех на ранней стадии повышает сопротивление группы.

      После разминки обычно проводится совместное обсуждение стандартных групповых норм и правил и возможное дополнение их чем-то важным для конкретного состава участников или данной разновидности тренинга. В ряде случаев необходимо учесть корпоративную специфику.

      Иногда правила дополняются санкциями, применяющимися к «нарушителям» при невыполнении групповых норм.

      Важно, чтобы ведущий следил за умеренностью и адекватностью санкций или штрафов.

      Однажды тренером были введены в группе санкции (исполнение песни) за опоздания с перерывов более чем на 5 минут в виде. Предполагалось, что эта шуточная угроза снимет напряжение и оптимизирует атмосферу в группе. Был расчет и на то, что петь никому не захочется и опоздания с перерывов прекратятся. Ожидания оправдались частично. Опоздания были, опоздавшие пели. Все получили огромное удовольствие и разрядку. Казалось бы, все в порядке, но после тренинга группа на вопрос «Что было на тренинге?» отвечала «песни пели». По известной закономерности запоминаются наиболее эмоциональные события, коим в том тренинге явилось пение.

      Игнорирование этапа принятия групповых норм, может сделать работу «опасной» для участников (если не принята норма конфиденциальности), хаотичной и неорганизованной (если не принята норма говорить по одному), а иногда и невозможной, в силу бесконечных опозданий и уходов-приходов (если не приняты нормы дисциплины и участия).

      Обязательный и важнейший этап вступительного блока - снятие запроса с группы и заключение контракта.

      Участников тренинга обычно волнует вопрос, оправдаются ли их ожидания от занятий; насколько их профессиональные и личные интересы согласуются с желаниями других участников обучения, а также с возможностями тренера.

      Ожидания участников важны как тренеру - чтобы органично строить учебный процесс, так и самим членам группы - для осознания своих желаний и постановки учебной задачи самому себе. К тому же, участники обучения не всегда знают предполагаемую программу. На этапе заключения контракта нужно ее огласить и обсудить.

      Как правило, более глубокий и обширный запрос на обучение у участников «открытых» тренингов. Они, как правило, обучаются если уж не за свой счет, то по собственной инициативе, что существенно повышает их мотивированность, требовательность и активность.

      Коллега недавно делилась, как она провела крайне неудачный тренинг. Несмотря на свою многоопытность и многолетний стаж, она поленилась прояснить ожидания группы (зачем участники пришли на тренинг, что хотели бы обсудить) и заключила контракт «в облегченном варианте»: «Есть такой план, сойдет?», а в итоге получила недовольство участников из-за их неоправдавшихся ожиданий.

      Таким образом, заключение контракта в группе позволяет участникам тренинга четче осознать свои собственные цели, понять, насколько они согласуются с ожиданиями и опытом других и обсудить, что объединяет членов группы, решить, куда можно двигаться, т.е. интегрировав ожидания всей группы с программой тренера, выработать цели и план совместной работы.

      Отдельная составляющая работы тренера - управление групповой энергетикой.

      Для управления энергетикой мало проводить тонизирующие разминки в начале группы и, по мере наступления утомления - упражнения для отдыха и для разрядки.

      Варьировать энергетику группы позволяет сочетание разнообразных форм работы:

      § индивидуальной,

      § в подгруппах

      § общегрупповой.

      .

      Их желательно чередовать, чтобы не вызвать у участников ощущения однообразия и монотонности.

      Известно, что на определенном этапе развития группы в ней нарастает напряжение и возникают сопротивление и агрессия. Их проработка - отдельная составляющая работы тренера.

      Сопротивление защищает личность от переживаний, связанных с ситуацией неопределенности, напряжения, возникающих в тренинге.

      Основные проявления сопротивления в тренинге – непродуктивные споры, отказ от выполнения упражнений, демонстрация скуки.

      Сопротивление усиливается при нарушении психологической безопасности, когда существует угроза самооценке и при высокой степени новизны информации. Новая информация - это всегда вызов привычной точке зрения и вначале она часто отторгается.

      Внешним фактором, усиливающим недовольство, бывает столь популярное сейчас проведение тренингов в выходные дни.

      Нельзя не отметить, что сопротивление может быть и защитой группы от непрофессиональной работы тренера.

      Агрессия группы - штука, прямо скажем, малоприятная, но при правильном подходе к ней - позитивная, приводящая группу к преодолению сопротивления и сплочению. Неправильный подход к агрессии приводит к тому, что большая часть тренингового времени будет потрачена на бесплодные споры и конфронтацию.

      К проявлениям и проработке групповой агрессии опытный тренер должен быть всегда готов. Негативных высказываний участников не следует бояться, они зачастую вовсе не означают, что тренер что-то сделал не так или тренинг плохо подготовлен (хотя бывают, конечно, исключения).

      Есть различные способы работы с групповой агрессией:

      1. Наращивание агрессии.

      Для этого используются:

      § запланированный неуспех группы или отдельных участников при выполнении упражнения

      § малопонятное или бессмысленное задание

      § нечеткая инструкция к упражнению

      § проведение одного упражнения за другим без обсуждения

      § недостаточное обсуждение упражнения

      § некоторая умышленная «бестолковость» ведущего

      § неструктурированный тренинг.

      Естественно, мы говорим о ситуации, в которой тренер совершает все вышеперечисленные действия осознанно, понимая, что и зачем он делает. Будучи незапланированным, неумышленным все то же самое является ошибкой тренера.

      В результате использования этих приемов участники недовольны и, к тому же, лишены возможности высказаться. Копится эмоциональное напряжение, происходит нарастание агрессии в группе.

      В этот момент ведущий «приоткрывает клапан», проводя обсуждение процесса тренинга и позволяя выплеснуться негативным эмоциям («отрабатывает агрессию»).

      После такой «разрядки» в группе возникает эмоциональный контакт, лучшее понимание и сплочение, становится возможна высокоэффективная работа.

      1. Ненакапливание, постоянное «вымывание», агрессии, с помощью специальных приемов.

      Это - энерговыпускающие упражнения и обсуждение всех упражнений, включая разминки. Обсуждение подразумевает объяснение реальных или оглашаемых целей, придание происходящему осмысленности и понимания.

      «Хеппи энд», удовольствие и эмоциональный подъем группы, возникающий в конце занятий при умелом ведении тренинга - важная составляющая групповой динамики.

      Эта групповая эйфория способствует не только положительной оценке тренинга участниками, но и, что еще более важно, влечет за собой большее желание использовать результаты и применять полученные знания на практике.

      Кроме понимания особенностей протекания групповой динамики и умения работать с ней, тренеру также важно обладать следующими навыками:

      § Умение вести себя уверенно (ассертивно).

      § Умение говорить публично.

      § Умение использовать приемы активного слушания

      § Умение чувствовать состояние другого человека и группы

      § Умение креативно, то есть гибко и не стандартно подходить к решению задач

      § Методические навыки.

      Уверенность в себе необходима для руководства группой, и эффективного взаимодействия с участниками на всех этапах группового развития, особенно для взаимодействия с сопротивлением и агрессией участников.

      Элементы тренинга ассертивности, обучающие уверенно (но не агрессивно) держаться, повышающие толерантность к агрессии желательно включать в обучение тренеров.

      Еще один базовый навык тренера, необходимый для четкого формулирования инструкций группе, транслирования теории и фасилитации упражнений - умение говорить перед аудиторией. Поэтому будущим тренерам нужно учиться искусству публичного выступления.

      Работа тренера - это всегда работа в условиях неопределенности. Непредсказуемо развивающийся тренинговый процесс, живая, постоянно меняющаяся ситуация взаимодействия участников, заставляют ведущего искусно и гибко плести тренинговую нить. Поэтому тренеру необходимо умение быстро и творчески реагировать в неожиданных, а порой и критических ситуациях, находить верные и красивые шаги

      Органичной и обязательной составляющей тренинга для тренеров мы считаем тренировку креативности.

      Для того чтобы во время изменить стратегию, дать нужное упражнение или отложить (модифицировать) запланированное, тренеру нужна также эмпатия – навык, позволяющий, отслеживая эмоциональное состояние участников, чувствовать ситуацию и групповой процесс.

      Активное слушание - еще одна важная составляющая обучения тренеров. Без него невозможно нормальное взаимодействие даже в обыденYой жизни, не говоря уже об обучении.

      Для грамотного составления программы и ее реализации, для составления хороших методических материалов, для повышения преподавательского потенциала тренера и соответственно эффективности обучения необходимо формировать у тренеров методические навыки. Если тренинг ведется методически грамотно, то он будет иметь долгосрочный эффект.

      Тренерская работа - работа творческая, сложная, она требует не только интеллекта, но и хорошей базовой подготовки и натренированности навыков. Поэтому тренинг для тренеров – это особые требования и ответственность.


      Упражнения:

      Упражнение 1. «Методические материалы»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение обучает составлению методических материалов к тренингу.

      Описание упражнения.

      Участники делятся на три подгруппы.

      Каждая из подгрупп получает вариант текста с теоретическим материалом (3-4 страницы по любой теме бизнес-тренингов).

      Тренер дает инструкцию:

      Вам дается 30 минут на то, чтобы прочитать текст, обсудить его и разработать на его основе две страницы методических материалов.

      Один человек из подгруппы будет в ней тренером. Он должен будет провести

      5-минутный фрагмент тренинга с использованием подготовленных материалов.

      Обсуждение.

      После проделанной работы участниками обсуждаются следующие вопросы:

      § Какие формы подачи методических материалов были интереснее, эффективнее, доступнее?

      § Какие вообще бывают виды методичек?

      § Какие методические материалы из вашего прошлого опыта были наиболее полезны и за счет чего?

      Размер группы: 9-15 чел.

      Время: 50-60 мин.

      Необходимые материалы: распечатки текстов

      Упражнение 2. «Мини-лекция»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность участникам потренировать подготовку и чтение мини-лекции.

      Описание упражнения

      Участники делятся на 3-4 подгруппы.

      Тренером дается инструкция.

      «В подгруппах за 15 минут надо подготовить выступающего по любой коммуникативной теме.

      Текст должен быть доступным, понятным и интересным. Необходимо использовать наглядные материалы, цифры, метафоры и проч. Важно предусмотреть возможные вопросы и реакции аудитории».

      Обсуждение:

      После проведение всех мини-лекций обсуждаются проблемы, которые всплывали в мини-группах при подготовке выступающего. Слушатели делятся впечатлениями о понятности, доступности, интересности и полезности всех прослушанных сообщений. Подробно анализируется текст каждого лекционного фрагмента и особенности подачи информации.

      Варианты.

      1.Подготовить два варианта выступления: для людей с высшим образованием и без.

      2. Дополнительно придумать и провести 2-3 мини-упражнения, тренирующие навыки по той или иной конкретной теме. Провести, обсудить в своей подгруппе, потом в аквариуме - в большой группе.

      Размер группы: 8-12 чел.

      Время: 30-35 мин.

      Необходимые материалы: отсутствуют.

      Упражнение 3. «Толерантность»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение работает на подготовку тренера к принятию недовольства группы.

      Описание упражнения.

      Участники упражнения составляют общий список возможных злобных высказываний тренинговой группы на этапе сопротивления и агрессии:

      В него могут войти высказывания: «А мы все это уже знаем», «Похоже, вы некомпетентны», «Это только теория, а на практике все по-другому», «У нас сейчас не получается, потому что ситуация игровая, а так мы все умеем, так и делаем обычно» и т.д.

      После этого имитируется групповая работа.

      «Смелый Тренер» садится в центр круга и получает от группы 3-5 подобных обвинений. Его задача – быть максимально спокойным, уверенно и красиво реагировать, используя техники активного слушания и т.д. Важно, чтобы большинство группы побывало в этой непростой роли.

      Обсуждение.

      После каждого этапа упражнения обсуждаются чувства «Смелого тренера» и чувства группы. В центре обсуждения – следующие вопросы:

      - Легко ли было «Смелому тренеру?

      - Что у него хорошо получилось, что можно использовать всем как прием?

      - Что может предложить группа как вариант реагирования в каждом конкретном случае?

      Размер группы:7-15 человек

      Время: 15-30 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 4. «Твердость»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность участникам потренироваться в умении держать тренинговую группу в правильных поведенческих рамках, корректно напоминать участникам о принятых на тренинге нормах поведения и санкциях, грозящих нарушителю.

      Описание упражнения.

      Группа получает следующую инструкцию:

      Сейчас мы с вами будем имитировать тренинговый процесс. Все по очереди побудут тренером нашей группы в течение несколько минут. В каждом фрагменте работы группа будет нарушать групповую норму (получив закрытую инструкцию),

      у каждого тренера - свою. Например, кто-то отказывается выполнять упражнение или говорит, что он посидит в углу, понаблюдает.

      Тренеру нужно вернуть группу в рабочее состояние, найти способ корректно напомнить участникам о санкциях.

      Обсуждение:

      Обсуждается, как каждый тренер справился с задачей, какие при этом чувства возникли у группы, какие из удачных находок можно положить в свой тренерский чемоданчик.

      Размер группы:7-15 человек.

      Время: 20-40 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 5. «Креативность »

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность участникам потренироваться продуцировать смелые и творческие решения, не зажимая свою фантазию в рамки.

      Описание упражнения.

      Группа делится на подгруппы и занимается наработкой творческих решений простой задачи, например, придумать за 5 минут как можно больше способов применения карандаша, ластика или листа фанеры. В режиме мозгового штурма подгруппы соревнуются, кто придумает больше решений.

      Обсуждение.

      Обсуждается важность креативности в тренерской работе и способы ее развития.

      Размер группы: 8-15 чел.

      Время: 15-20 мин.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 6. « Форс-мажорные обстоятельства»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение развивает такое важное тренерское качество как гибкость, умение быстро реагировать на неожиданно меняющиеся обстоятельства. Нарабатываются варианты поведения тренера в непредвиденных обстоятельствах

      Описание упражнения.

      Группе дается инструкция:.

      В этом упражнении несколько добровольцев от группы побудут тренерами.

      Остальная группа изображает участников. Договоритесь, какая тема будет у нашего тренинга, по какой программе он будет проходить.

      Задача каждого тренера - изменить по ходу дела свой план работы в ответ на непредвиденные обстоятельства. Обстоятельства будут объявляться мной.

      Набор внешних (организационных) и внутренних (связанных с групповой динамикой) непредвиденных обстоятельств придумываются группой до начала разыгрывания проблемной ситуации, например:

      § Группа не приходит с обеда.

      § Тренинг директивно сократили на …часов.

      § Входит руководитель и говорит, что он заберет часть сотрудников с тренинга в торговый зал, так как некому работать.

      § И т.д

      Обсуждение

      Обсуждается, были ли эффективными тренерские решения. Группа делится своим опытом реагирования на непредвиденные обстоятельства на тренингах.

      Размер группы: 6- 15 человек.

      Время: 20-30 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 7. «Эмпатия»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность потренировать навыки чувствования и оценивания состояния другого человека или группы.

      Описание упражнения.

      Группа получает инструкцию:

      Сейчас мы с вами возьмем какую–либо фразу, например, «Однажды в студеную зимнюю пору» или что-то подобное. И все по кругу будут произносить ее, но с разными интонациями, вложив нее яркое переживание. Задачей слушателей будет отгадать чувства, выражаемые тем или иным человеком.

      Обсуждение.

      После прохождения 1-2 кругов группа обсуждает особенности проявления чувств в социуме и возможные формы тренировки собственной эмпатии.

      Размер группы: 7-15 человек.

      Время: 10-30 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 8.« Парафраз».

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность научиться важной технике, необходимой в групповой работе – парафразу, который позволяет фасилитировать работу тренинговой группы.

      Описание упражнения.

      Упражнение предваряется короткой лекцией о том, что представляет собой эта техника активного слушания.

      Перефразом называют сжатое изложение основных слов и мыслей клиента.

      Функции парафраза:

      1. Активизирует обсуждение.

      2. Повышает понимание, в том числе позволяет лучше понять себя - что именно хотел сказать.

      3. Углубляет беседу (благодаря парафразу, возникает новая информация, новые акценты).

      4. Сводит воедино различные моменты беседы.

      5. Очищает от внутренней путаницы и противоречий («Иными словами, начальница хочет, чтобы вы ушли, а вам важно пока сохранять работу»)

      6. Проясняет и уточняет факты - создает уверенность, что информация понята правильно.

      Группа получает инструкциию:

      «Давайте сядем в парах друг напротив друга, пары расположены рядом, в одну линейку.

      В парах роли распределятся следующим образом – Говорящий и Тренер. Сейчас Тренерами будут участники, сидящие слева от меня.

      Тренировка переформулирования будет проходить следующим образом:

      Говорящий делает короткое сообщение о себе (лучше, если это будут какие-нибудь 3 фразы).

      Тренер своими словами выражает то, что сказал Говорящий.. Его задача - пересказать коротко то, что он понял.

      Начинать свою речь он будет со слов «иными словами …», «то есть» или «Если я вас правильно понял …»

      Задача - получить кивок собеседника.

      Кивок означает обычно, что поняли правильно. А значит, можно менять пару».

      Выполнив упражнение в парах, один из рядов смещается вправо на 1 стул, таким образом, поменяв пару. После 5-7 тренировок переформулирования Тренерами становятся участники, сидящие справа от ведущего.

      Обсуждение.

      После завершения тренировки в группе обсуждаются следующие вопросы:

      § Удавалось ли переформулировать услышать?

      § Выполнялась ли инструкция?

      § Какие чувства испытывал говорящий? Слушающий?

      § Были ли какие-нибудь находки, сформулированы ли новые идеи?

      Размер группы: 6-20 человек

      Время: 30-40 минут.

      Необходимые материалы: отсутствуют.

      Упражнение 9. «Управление беседой»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность участникам потренировать одну из техник управления беседой и групповым взаимодействием: повторение слов собеседника.

      Описание упражнения.

      В формате мини-лекции участникам упражнения сообщается, что прямое повторение сказанного собеседником (всей фразы, одного слова или конца фразы) обычно дает возможность ненавязчиво, но очень эффективно вмешаться в монолог.

      Обычно в рамках тренинга техника повторения дает возможность фасилитировать групповые дискуссии, позволяет разговорить группу, показать каждому ее участнику, что его слышат и понимают, а также управлять обсуждениями (поскольку повторение за говорящим разных слов поворачивает беседу в разные направления).

      После лекции группа делится на тройки для тренировки техники.

      Группа получает инструкцию:

      Роли в тройках распределяются следующим образом: Тренер, Рассказчик, Наблюдатель.

      Задача Рассказчика - на протяжении 5 минут рассказывать что-то важное о своей работе, своих клиентах и т.д.

      Задача Тренера - внимательно слушать и за время рассказа не менее трех раз использовать технику повторения слов собеседника.

      Задача наблюдателя - внимательно следить за процессом, фиксируя, что повторялось тренером, какие были у него интонации и как реагировал на повторения рассказчик.

      Обсуждение.

      После каждого проигрывания в тройках обсуждаются следующие вопросы:

      § Как прошла тренировка навыка?

      § Удавалось ли повторять за рассказчиком?

      § Что чувствовал тренер?

      § Что чувствовал рассказчик, замечал ли повторы?

      § Как выбирал что повторять?

      § Получилось ли управлять беседой? Удалось ли направить рассказ в нужное русло?

      § Какие использовались тренером интонации для повторения слов рассказчика

      В обсуждении можно выйти на правила техники повторения:

      § Не повторять очень часто

      § Действительно слушать говорящего, эмоционально включаясь

      § Повторять эмоционально окрашенные и потенциально значимые для говорящего или для тренингового процесса слова, реплики, выражения

      § Использовать технику повторения, когда надо дать поддержку говорящему или одобрить подчеркиваемый им факт.

      Варианты.

      Для лучшего освоения техники упражнение можно проводить в тройках в три этапа.

      А) Повтор одного слова.

      Б) Повтор конца фразы.

      В) Повтор целой фразы

      Дополнительные рекомендации.

      Техника очень хороша в применении, но может вызвать много сопротивления на этапе обучения, поэтому требует ненавязчивой и корректной формы инструкций.

      Размер группы: 6-15 человек

      Время: 30 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 10. «Этический кодекс»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение позволяет участникам задуматься об этической стороне работы тренера, прочувствовать ситуацию, будучи членом учебной группы, принять для себя профессиональные этические нормы.

      Описание упражнения.

      После мини-лекции об основах профессиональной этики тренера и последствиях ее нарушения участники тренинга делятся на 3-4 подгруппы.

      Подгруппы получают следующую инструкцию:

      «Давайте представим себе, что мы с вами тренеры вновь созданного центра «Мальвина», занимающегося корпоративным обучением. Сейчас вам дается 10-15 минут для разработки (в режиме мозгового штурма) этического кодекса нашего центра и еще 5 минут - для подготовки выступающего и создания плаката».

      Обсуждение.

      После выступлений представителей всех подгрупп (плакаты вывешиваются на стену) составляется интегративный вариант этического кодекса.

      Основной акцент в обсуждении делается на обязательность соблюдения этических норм в тренинговой работе.

      Размер группы: 8-15 чел.

      Время. 20-30 мин.

      Необходимые материалы: фломастеры, листы ватмана.

      Упражнение 11. «Синдром сгорания »

      Цели и возможности применения.

      Упражнение позволяет начинающим тренерам осмыслить связанные с психофизиологической перегрузкой сложности, которые таит в себе работа с людьми, и позаботиться о собственной психологической безопасности.

      Описание упражнения.

      Упражнение проводится в общем кругу. Тренер фасилитирует групповую дискуссию на тему «Синдром сгорания»

      Обсуждение.

      Группой во время дискуссии обсуждаются следующие вопросы:

      § Что такое синдром сгорания?

      § Какие профессии, прежде всего ему подвержены?

      § Кто испытывал (или наблюдал у знакомых) его раньше и как справлялся с ним?

      § Какие формы проявления (симптомы) бывают у этого синдрома?

      Обычно синдром сгорания выражается в:

      § усталости, переутомлении,

      § апатии («ничего не хочется»)

      § желании побыть одному («никого не могу видеть»)

      § раздраженности («оставьте меня в покое»)

      § опустошении внутреннего эмоционального резервуара –

      становится невозможно работать с людьми («ненавижу людей вообще»)

      Синдром сгорания провоцируется дополнительно повышенной требовательностью к себе и приводит к эмоциональным срывам и психосоматическим расстройствам.

      Рекомендации:

      - Не перегружаться.

      - Отреагировать чувства.

      - Сочетать виды деятельности (например, тренинги с научной или преподавательской работой).

      - Полноценно отдыхать.

      В завершение можно зачитать «Вредные советы» желающим получить синдром сгорания побыстрее. Пародоксальные советы, как правило, действуют на группу достаточно сильно.

      Размер группы: 6-15 человек.

      Время: 20 минут.

      Необходимые материалы:

      Распечатка «Вредных советов».


      Приложение.

      Вредные советы:

      Методы получения синдрома сгорания

      1. Работайте больше! Особенно по вечерам и выходным!

      2. Все время, даже не находясь на работе, думайте о своих самых трудных клиентах.

      3. Ругайте себя за то, что вы не делаете чего-то, что следовало бы делать.

      4. Верьте в то, что сможете помочь каждому, причем за очень короткий срок.

      5. Варитесь в собственном соку. Не общайтесь с коллегами.

      6. Никому не рассказывайте о себе. Не выражайте чувств.

      Упражнение 12. «Брачное объявление»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение позволяет потренировать навык самопрезентации и осознать свои достоинства. Спокойно и уверенно говорить о них – навык, очень важный во взаимодействии с потенциальным заказчиком.

      Описание упражнения.

      Тренер дает группе инструкцию:

      «Всем членам группы дается 5 минут на то, чтобы написать брачное объявление.

      Пожалуйста, каждый напишите о себе, не стесняясь. Подчеркните в объявлении свои лучшие качества и достоинства, которыми вы могли бы заинтересовать потенциального партнера».

      Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает выступающим, добавляя то, что участник пропустил. Фактически происходит редактирование объявлений и создание рекламных портретов членов группы.

      Обсуждение.

      Обсуждаются трудности и тонкости саморекламы.

      Размер группы: 8-15 человек.

      Время: 20 - 30 минут.

      Необходимые материалы. Не требуются.





      Share |

       

      Версия для печати

      Читайте также

      Интервью с Еленой Сидоренко
      Интервью с Еленой Сидоренко

      Интервью ведут магистры психологии Анна Попова и Михаил Егоров.
      В гуманитарных науках развивается новое направление — Digital Humanities. Что это вообще такое?
      Минобрнауки рассказывает о профессиях будущего

      Революция в образовании: шесть трендов
      Революция в образовании: шесть трендов

      Будет ли бизнес-школа существовать в 2020 году в том виде, что и сейчас? Не факт, считает руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.

      Сбербанк приостановил выдачу льготных кредитов на образование
      Имя 
      Пароль  забыли?
      Присоединяйтесь!

      Новые материалы

         Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
         Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
         Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
         Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
         Сколько в среднем получают владимирские врачи?


      Последние комментарии

        
         мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
         Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
         Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
         вы можете оставлять активную ссылку на источник 
      Все статьи


      Интервью




      Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
      все интервью


      О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM