сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы



Словарь терминов HR

* | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я
* | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z

Шон, Дональд Шон, Дональд (1930-1997), Schon, Donald. Биографиия и краткое описание идей из книги "Классики менеджмента" изд-ва Питер

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала
HR-Менеджмент
Организационное развитие и управление
Психология, теории HR
Психология, теории HR : Социальная психология
Психология, теории HR : Персоналии

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер

Шон, Дональд (1930-1997), Schon, Donald


1. Введение
2. Биографические данные
3. Основной вклад
4. Оценка
5. Выводы

Краткие биографические сведения

родился 30 сентября 1930 г.;
получил степень бакалавра в Йельском университете; учился в Сорбонне; получил степени магистра и доктора в Гарвардском университете;
в 1952 г. женился на скульпторе Нэнси Куинт;
в 1957 г. поступил на работу в бостонскую компанию Arthur D. Little;
в 1973 г. назначен директором Управления технических операций в министерстве торговли США;
президент Общества социальных и технических инноваций;
профессор факультета урбанистических исследований и планирования в Массачусетском технологическом институте;
скончался 13 сентября 1997 г.

Основные работы

Beyond the Stable State (1971)
Theory in Practice: Increasing Professional Efficiency (совместно с К. Аржирисом) (1974)
Organizational Learning: A Theory of Action Perspective (совместно с К. Аржирисом) (1978)
The Reflective Practitioner (1983)
Educating the Reflective Practitioner (1987)

Резюме

Дональд Шон (чье имя часто произносится вместе с именем Криса Аржириса, с которым он сотрудничал более двадцати лет) был влиятельным и оригинальным мыслителем. Работы Д. Шона, бывшего в отличие от К. Аржириса не психологом, а философом, отражали его глубокие идеи о природе организаций, индивидов и возникновении креативности и внесли важный вклад в развитие теории и практики науки о действии. Они также отражали его уверенность в том, что существующие научные парадигмы неадекватно объясняют события, происходящие в организациях и предприятиях бизнеса, а также в обществе в целом.

1. Введение

Научная деятельность Д. Шона была, в основном, посвящена исследованию процесса организационного обучения, в частности, анализу того, как оно внедряется в организациях. В качестве примера ученый приводил два типа ошибок: незапланированные и запланированные. Незапланированные ошибки соответствуют общему представлению о промахах и могут устраняться посредством тренировок и обучения. Запланированные же ошибки обусловлены используемыми организациями защитными процессами, которые нередко возникают вследствие испытываемых индивидами ощущений угрозы или неуверенности. Организации обучаются тогда, когда их члены совместно формируют polis и усваивают систему заданий, а также когда их опыт использования этой системы подвергается оценке. Однако, если система содержит запланированные ошибки, то, можно сказать, что организация обучается неверным представлениям. Следовательно, организации должны осознать последствия определенных типов своего построения и усвоить способы, которыми они могут уклониться от возникающих перед ними угроз, чтобы обеспечить стабильность и спокойствие.
Реакция Д. Шона на возникновение такого рода проблем выразилась в создании “науки о действии”, включающей в себя такие понятия как двойная петля обратной связи, предоставляющей организациям возможность обучения и исправления сделанных ошибок. Науку о действии не следует смешивать с обычной научной методикой, которая, по мнению Д. Шона и К. Аржириса (см. АРЖИРИС, К.), имеет дело только с незапланированными ошибками и не предлагает способа исправления запланированных промахов.

2. Биографические данные

Дональд Шон получил философское образование и в течение нескольких лет преподавал философию в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и в Канзасском университете прежде, чем решил начать работать в частном бизнесе. Поступив в Бостоне в международную консультационную и информационную компанию Arthur D. Little, он основал при ее научно-исследовательском отделе группу новых товаров. После этого, подобно многим крупным специалистам в сфере управления, он отправился в Вашингтон, где в 1973 г. был назначен директором Управления технических операций Министерства торговли США. Затем он вновь решил вернуться в науку и начал работать на факультете урбанистических исследований и планирования в Массачусетском технологическом институте (МТИ).
В опубликованных в 1970-х гг. книгах нашли отражение как накопленный Д. Шоном практический опыт, так и результаты его теоретических исследований. Его опубликованная в 1971 г. работа Beyond the Stable State (“По ту сторону стабильного государства”), сразу же привлекла широкое внимание во многих странах мира. Первая написанная в соавторстве с К. Аржирисом книга Theory in Practice: Increasing Professional Efficiency (“Теория в практической деятельности: повышение профессионализма”), вышла в 1974 г., а их наиболее известная совместная работа Organizational Learning: A Theory of Action Perspective (“Организационное обучение: взгляд с точки зрения теории действия”) — в 1978 г. Одной из классических стала самостоятельная работа Д. Шона The Reflective Practitioner (“Рефлектирующий практик”).

3. Основной вклад

Дональд Шон был одним из создателей теории, известной под названием “науки о действии”, возникшей в качестве альтернативы “нормальной науки”. Последнее понятие, впервые введенное в употребление философом Т. Куном, относится к строгим лабораторным или натурным экспериментам, которые обычно используются специалистами по организационным исследованиям, пытающимися превзойти методологию физики как идеальной науки. Представители традиционной науки занимаются наблюдением за изучаемыми переменными и обработкой полученных данных; при этом исследователь озабочен тем, чтобы не повлиять на изучаемые субъекты (менеджеров) и по этой причине стремится сохранять дистанцию между знающим и известным и поддерживать атмосферу нейтральности и беспристрастности.
В то же время представитель “науки о действии” находится рядом с менеджерами и вместе с ними участвует в решении возникающих проблем. В то время как традиционная наука интересуется открытием, наука о действии ориентирована на изучение всего цикла ОИПО (открытие, изобретение, производство, оценка). В нормальной науке существует разрыв между совершаемыми открытиями и их практическим использованием, а наука о действии проходит цикл ОИПО до конца. Таким образом наука о действии может выявить различные стандарты действий работников, найти условия, в которых эта информация могла бы распространяться и обсуждаться, произвести измерения и затем оценить влияния различных вариантов на общий уровень эффективности в рамках непрерывного процесса.
Проблема традиционной науки заключается в том, что она основывается на так называемой “первой модели” поведения, предполагающей, что мы должны манипулировать физической и социальной средой в соответствии с нашими личными желаниями. Люди обычно пытаются контролировать свои взаимоотношения для того, чтобы достичь тех целей, к которым они стремятся в первую очередь. Мы добиваемся права осуществления этого контроля, отвоевывая его у других людей и побеждая в возникающих конфликтах. Именно в результате использования “первой модели” поведения совершаются многие запланированные ошибки; при этом индивиды, опасаясь порицания или возникновения у них состояния неуверенности, создают новые процессы, которые смогут извинить их поведение, а затем эти процессы начинают использоваться в компании.
Д. Шон же считал, что обучение по большей части основывается — или должно основываться — на “второй модели” поведения, в которой управление взаимоотношениями осуществляется посредством исследования, а не победы в конфликте. В The Reflective Practitioner (1983) автор отмечает, что обучение включает в себя размышление о предшествующем действии, хотя “техническая рациональность” подразумевает знание возможных последствий действия еще до его осуществления. Таким образом, знание и понимание приобретают особое положительное значение. “Вторая модель” поведения подразумевает также использование двойной петли обучения. Если “первой модели” поведения работники порицаются за неспособность соответствовать стандартам, то во “второй модели” поведения менеджер исследует, почему сотрудник не добился требуемого соответствия и что надо сделать для обеспечения улучшений, в том числе и за счет изменения критериев оценки эффективности деятельности подчиненного. Являются ли используемые в настоящее время стандарты адекватными индикаторами потенциала работника? Действительно ли сотрудник привержен идее необходимости достижения этих стандартов и если нет, то какие стандарты вызвали бы у него подобную убежденность? Таким образом, процесс обучения заключается не в сохранении репутации, что подразумевает риск совершения запланированной ошибки, а в поиске правильного действия.
Д. Шон сразу указывает на то, что использование “второй модели” обучения является довольно сложным. Например, менеджеры будут подсознательно стремиться воспользоваться участием работника с тем, чтобы заставить его делать то, что по их мнению подлежит выполнению в первую очередь. Роль науки о действии заключается в том, чтобы помочь менеджерам и организациям научиться новым способам взаимодействий. Традиционная наука ограничивается идентификацией и осознанием разрыва между целями и действиями по их достижению; наука о действии позволяет вмешиваться в проблему и находить пути ее решения. Используя двойную петлю обучения, а также понимание технической рациональности и процесса обучения, менеджеры получают возможность лучше узнать не только самих себя и своих работников, но и способы функционирования организации.

4. Оценка

Наука о действии представляет собой высокоэффективную теорию, а посвященные ей работы Д. Шона содержат много верных идей и проницательных замечаний. В то же время, негативная оценка ее приверженцами защитных действий компании представляется необоснованной. Исследование особенностей, описанных в науке о действии, само создает защитные процессы (как об этом свидетельствуют насмешки над учеными со стороны практиков). Петли обратной связи действительно должны создаваться для того, чтобы избежать обид, огорчений или растерянности работников; неспособность осознать потребность в такого рода чувствительности сама по себе может попасть в разряд запланированных ошибок.
Позднее Д. Шон (1988) указывал на противоречия, которые могут быть выявлены внутри рассматриваемых профессий. Они включают в себя наличие подразумеваемых, а не явных форм знания, противопоставления уникальности и всеобщности, генерирования и накопления, плюрализма и общности. Для этих дилемм вполне может понадобиться “вторая модель”, но рутинные проблемы, по-видимому, потребуют только технической рациональности.

5. Выводы

Во все времена существует острая необходимость альтернативных взглядов на науку, и работы Д. Шона и К. Арджириса предоставляют нам несколько блестящих идей и ответов на актуальные вопросы. Немногие ученые смогли также как они успешно справиться с решением важных проблем и построить мост между естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM