Профессиональные стандарты


Профессиональные стандарты

Несоответствие системы профессиональной подготовки в Украине современным требованиям — притча во языцех для всех специалистов по управлению персоналом. Смена формации требует изменений и в системе образования (в том числе профтехобразования), которая в СССР обслуживала потребности плановой социалистической экономики.

Сегодня и обществу, и бизнесу стали очевидны недостатки имеющейся системы образования (таблица):

  • несоответствие уровня и качества подготовки специалистов требованиям рынка труда;
  • неэффективность механизмов формирования и выполнения государственного заказа на подготовку специалистов востребованных профессий;
  • устаревшая практика финансирования и управления системой образования.

    Недостатки имеющейся системы образования и пути их преодоления

    Текущая ситуация
    Что нужно
    Рынок дипломовРынок квалификаций на базе компетенций
    Образовательные программы, основанные на входных данныхОбразовательные программы, основанные на результатах. Создание гибких модульных программ
    Негибкий переход от обучения к трудовой деятельностиРазнообразные способы перехода к трудовой деятельности
    Слабое участие работодателей в планировании и реализации обученияАктивное участие работодателей в планировании и реализации обучения
    Неформальное обучение не признаетсяПризнание неформального обучения
    Отсутствие системы непрерывного профессионального обученияФормирование системы непрерывного профессионального обучения
    Неэффективное обеспечение качества профессиональной подготовкиЭффективные системы обеспечения качества профессиональной подготовки
    Оценка знанийОценка компетенций
    Соответствие требованиям индустриального обществаСоответствие требованиям постиндустриального общества, основанного на знаниях
    Отсутствие единой системы уровней квалификацииЕдиная система уровней квалификации (национальная рамка квалификаций)
    Обучение преимущественно на базе учебных заведенийРазвитие обучения непосредственно на рабочих местах, на предприятиях, в процессе трудовой деятельности
    Отсутствие системы профессиональной ориентацииОбучение на протяжении всей жизни (Long Life Learning)
    Затрудненность трудовой миграцииПовышение трудовой мобильности людей
    Первыми о необходимости реформирования системы подготовки кадров заговорили собственники компаний, которых жесткие рыночные условия заставляют искать конкурентные преимущества. Одним из важнейших факторов успеха в условиях роста конкуренции является высококвалифицированный персонал, поэтому работодатели очень заинтересованы в повышении качества подготовки специалистов.

    По мнению многих представителей отечественного бизнеса, для реформирования системы профессиональной подготовки и выравнивания перекосов на рынке труда в Украине необходимо сосредоточить усилия на трех основных направлениях:

    1) ориентация «на результат» — повышение качества подготовки кадров;
    2) повышение эффективности государственного управления;
    3) внедрение современных моделей финансирования в образовании.

    С нашей точки зрения, базовыми принципами эффективной системы профессионального образования являются:

    1. Ориентация на потребности рынка труда. Содержание программ обучения соответствует требованиям работодателей, поскольку основывается на анализе компетенций в рамках каждой специальности/ профессии.

    2. Гибкость. «Самонастраивающаяся» система оперативно реагирует на изменения технологий и рынка труда, удовлетворяет спрос на новые профессии (сегодня жизненный цикл профессий и специальностей резко сокращается — одни устаревают, другие стремительно появляются) и потребности работодателей в постоянном повышении квалификации и переквалификации сотрудников.

    3. Ориентация программ обучения на результат — освоение компетенций. Все участники процесса понимают, что обучающиеся будут уметь «на выходе» и что они смогут предложить работодателям.

    4. Прозрачность. «Правила игры» понятны для работодателей, которые принимают активное участие в совершенствовании системы профобразования.

    Значительную методологическую и практическую помощь в поиске путей трансформации системы профтехобразования нам оказывают международные организации (особенно хочется отметить совместный проект Еврокомиссии и Мирового Банка «Развитие человеческого капитала для экономического роста, конкурентоспособности и инноваций в Украине»). Особую роль в выработке современного подхода к вопросам профобразования играет Европейский фонд обучения — ЕФО (European Training Foundation, ETF), который привлекает лучших международных экспертов. С участием международных консультантов в Украине был проведен ряд конференций и круглых столов, в которых принимали участие работодатели, представители государственных учреждений, научные работники, педагоги, эксперты; кроме того, были организованы учебные визиты в страны ЕС.

    В рамках сотрудничества зарубежные эксперты представили в Украине Европейскую рамку квалификаций — системное, структурированное описание квалификаций, образовательно-квалификационных уровней, квалификационных стандартов разных уровней и типов, установленных на основе определенного законодательством ЕС набора критериев. В результате проделанной работы заинтересованные лица выработали общую позицию в отношении того, каким образом нужно выстраивать современные системы подготовки кадров в нашей стране.

    Для успешного реформирования отечественной системы образования необходимо провести коренное изменение нормативной базы, поскольку устаревшее законодательство является тормозом реформ. Именно на этом направлении следует сосредоточить усилия всех заинтересованных сторон.

    Специалисты Конфедерации работодателей Украины, национальные эксперты ЕФО при поддержке международных экспертов разработали проект рамочного Закона Украины «О Национальной системе квалификаций»*, представленный общественности в ноябре 2008 года. Национальная рамка квалификаций — это механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций. Основные цели законопроекта:

  • реализация стратегии обучения на протяжении всей жизни;
  • обеспечение взаимосвязи между рынком образовательных услуг и рынком труда;
  • приведение в соответствие объемов, направлений и качества профессионального образования с потребностями работодателей;
  • разработка и внедрение системы признания результатов неформального обучения;
  • повышение роли социальных партнеров, субъектов ведения хозяйства;
  • введение Национальной рамки квалификаций;
  • введение нового подхода к установлению квалификаций (свидетельств, дипломов), который базируется на признании результатов обучения;
  • внедрение системы независимого подтверждения результатов обучения (квалификации).

    Законопроект содержит следующие новации:

    1. Введение Национальной рамки квалификаций.

    2. Создание Национального агентства квалификаций.

    3. Создание системы подтверждения квалификаций.

    4. Признание результатов неформального обучения.

    5. Установление прозрачной процедуры разработки и утверждение профессиональных стандартов.

    Принятие законопроекта позволит:

  • расширить и упорядочить рынок образовательных услуг с учетом реальных и перспективных потребностей рынка труда и развития отечественной экономики;
  • повысить конкурентоспособность и мобильность рабочей силы (в частности, выпускников учебных заведений) на рынке труда;
  • модернизировать национальную систему подготовки кадров, которая будет базироваться на мировом опыте;
  • усовершенствовать структуру квалификаций, механизмы оценки, признания и аккредитации компетенций и квалификаций;
  • повысить качество содержания профессионального образования и обучения, привести его в соответствие с требованиями работодателей (через разработку профессиональных стандартов — основы для обновления государственных образовательных стандартов);
  • обеспечить законодательное урегулирование вопросов в сфере национальной системы квалификаций.

    Сегодня законопроект доработан с учетом предложений ключевых министерств, учреждений и внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины (регистрационный № 4843 от 16 июля 2009 года, внесен народным депутатом Украины Шевчуком О. Б.). Можно констатировать, что основные заинтересованные группы (Верховная Рада Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, Министерство экономики Украины, социальные партнеры, Государственная служба занятости) осознали как важность этого документа, так и необходимость реформирования всей системы подготовки кадров.

    Кроме того, достигнуто понимание: реформы не могут быть проведены успешно без активного участия в них работодателей.

    Важным направлением нашей дальнейшей деятельности также является разработка отраслевых профессиональных стандартов (ПС).

    Профессиональный стандарт — это нормативный документ, включающий в себя подробное описание (характеристику) измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженных в терминах компетенций. Стандарты нужны для:

  • обеспечения высокого качества профессиональной деятельности на основе единых требований к выполняемым функциям;
  • формирования стандартов профобразования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях;
  • разработки механизмов оценки выпускников учебных заведений профобразования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации);
  • формирования национальной рамки квалификаций.

    Профессиональный стандарт является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда, он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках определенного вида профессиональной деятельности требования к:

  • содержанию и качеству труда;
  • условиям осуществления трудовой деятельности;
  • уровню квалификации работника;
  • уровню профессионального образования и обучения, необходимых для соответствия данной квалификации.

    При разработке ПС следует исходить из следующих принципов:

  • изменение требований к современным работникам (акцент на таких качествах, как адаптивность, инновативность, ориентация на постоянное обучение и самосовершенствование);
  • учет мировых достижений в области разработки ПС и лучших практик лидеров отрасли;
  • измеримость указанных в стандарте требований, использование единых критериев при их формулировании;
  • указание в стандартах только основных трудовых функций в каждой конкретной области профессиональной деятельности.

    ПС основан на описании функций, которые выполняют работники различных квалификационных уровней, профессий, должностей, и требований к их выполнению (умений, степени ответственности и самостоятельности), а также оценки степени нестандартности выполняемых функций. Стандарты содержат минимальные обязательные требования, которые могут быть измерены и оценены; в то же время они носят рамочный характер — допускают уточнение и дополнение в зависимости от реальных условий.

    ПС состоит из структурных единиц; каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание:

  • необходимых знаний и умений;
  • уровня ответственности и самостоятельности;
  • уровня сложности выполняемой трудовой функции.

    Учет в ПС степени ответственности и самостоятельности позволяет установить иерархию квалификационных уровней.

    Кому нужны профессиональные стандарты? Всем — и государственным институциям, и работодателям, и учреждениям системы образования, и самим работникам (рис. 1).


    Рис. 1. Сферы применения профессиональных стандартов

    Рис. 1. Сферы применения профессиональных стандартов


    Необходимость их разработки в первую очередь связано с тем, что в постиндустриальном обществе стремительно меняются не только технологии и методы организации производства, но и сам характер труда. Особо ценными для работодателя становятся компетенции, связанные с планированием человеком собственной деятельности, оценки ее качества и результатов, умением работать в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководить людьми. Это так называемые широкие (или сквозные, ключевые) компетенции, необходимые в любой профессиональной деятельности. Они обеспечивают не только более высокую личную эффективность и гибкость, высокую адаптивность человека к изменениям (что ценится работодателями), но и его конкурентоспособность на рынке труда.

    ПС описывает профессиональный минимум, которому должны соответствовать все работники отрасли. В то же время его можно использовать как основу для разработки корпоративных стандартов, различных внутренних регламентов (в том числе и должностных инструкций). Наличие дробных единиц ПС позволяет расширять или уточнять функции работников — с учетом особенностей конкретной компании (организация производства и труда, стиль управления, объем прав и ответственности сотрудников и т. п.).

    ПС поможет работодателям при подборе, расстановке и оценке персонала, а также при определении уровня ответственности сотрудников (что важно для разработки справедливой системы стимулирования). Он также является основой для объективной оценки профессионального уровня и профессионального развития работников, их сертификации и т. п. (рис. 2).


    Рис. 2. Области использования профессиональных стандартов в бизнесе

    Рис. 2. Области использования профессиональных стандартов в бизнесе


    По нашему мнению, именно требования ПС должны стать основой для подготовки образовательных стандартов, учебных программ и учебно-методических материалов, выбора форм и методов обучения в системе профобразования.

    Разработка единых (отраслевых) требований к профессиональной деятельности позволит сформировать стройную систему непрерывного профессионального образования, а также:

  • поддерживать высокий уровень качества производства на всех предприятиях отрасли;
  • создать принципиально новый классификатор профессий;
  • оперативно разрабатывать и внедрять новые технологии и форматы обучения;
  • проводить независимую оценку результатов всех видов и форм обучения (в том числе неформального).

    Материал размещен на сайте HRM.RU