сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  08.07.2019 10:12:52
Известный сайт для общения специалистов по управлению персоналом
  04.07.2019 17:29:07
3М цифровизирует программу лояльности и переводит взаимодействие с клиентами на блокчейн
  13.06.2019 14:28:30
Открытие стоматологической площадки 3M Espertise Center
  12.06.2019 13:17:49
Смена офиса на рабочую специальность. Нужен совет!
  03.06.2019 17:41:20
СИБУР и 3M заключили соглашение о сотрудничестве в области экологических и цифровых разработок


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Вся наша жизнь - борьба
Автор: Людмила Буркина
Источник: Ucheba.ru
Дата публикации: 07.10.2005
Ключевые слова: конкуренция, подбор персонала, стратегия и планирование, управление конфликтом, эффективность и продуктивность

Версия для печати
    Вся наша жизнь - борьба

    Корпоративный мир охвачен войной за таланты. Компании хотят наилучших и готовы платить хедхантерам большие деньги за их головы. С другой стороны, разве мало примеров ярой нелюбви к незаурядным личностям, зависти, травли и т.п., вплоть до убийства на дуэли? А всему виной – конкуренция. Где она нужна, где вредна? Можно ли ею управлять? На вопросы редакции отвечает Владимир СТОЛИН, доктор психологических наук, генеральный директор компании ''ЭКОПСИ Консалтинг''.

    - Владимир Викторович, в чем истоки конкуренции?

    - Конкурентность в природе человека. Она сформирована исторически и биологически. Люди испокон веков конкурировали за пастбища, за лучшее расселение, за ресурсы, за женщин и т.д. Вся наша жизнь состоит из примеров соперничества. Спортсмены конкурируют за медали. Компании - за клиентов. Вся суть цивилизации, и в том числе корпоративной цивилизации, только в том и состоит, чтобы нашей природной склонности к соперничеству придать некие неразрушительные формы.

    Конкуренция, прежде всего, происходит внутри какой-то общности. С теми, с кем мы больше всего сталкиваемся, пересекаемся, с кем мы способны себя сравнивать. Спортсмен-бегун соревнуется с бегунами, а не с шахматистами. Компания в целом всегда с кем-то конкурирует. В идеале она завоевывает клиентов за счет качества своей продукции и услуг, а не за счет того, что строит какие-то козни своим соперникам.

    - Значит, конкуренция может быть позитивной и негативной?

    - Безусловно. В свое время соцсоревнования как раз и были направлены на то, чтобы сделать конкуренцию позитивной: кто добудет больше угля, например. В выигрыше все. Кто-то взял верх сегодня, но у другого тоже есть шанс выйти на первые позиции - в следующем месяце, квартале и т.д. Эта идея сама по себе здоровая. Она не надуманная, а реальная, жизненная. И особенно эффективна там, где результат в чем-то объективирован. Например, подразделения, которые можно измерить по экономическим показателям, соревнуются друг с другом по производительности труда, рентабельности, прибыли, принесенной компании.

    - А как сделать, чтобы сотрудники добивались лучшего результата для своего подразделения, а не худшего - для соседей?

    - Увы! Некоторое время назад в США проводилось немало исследований по социальной психологии, в ходе которых обнаружился факт, что люди часто готовы пренебречь собственной выгодой, для того чтобы задавить соседа. Условно говоря, вы можете заработать 100 руб., а ваш соперник при этом получит 150 руб. И вторая ситуация - вы заработаете не 100, а 80 руб., зато ваш соперник получит всего 70 руб. Очевидно, что при втором варианте по абсолютной величине человек проигрывает сам себе, но выигрывает относительно соперника. И люди нередко выбирают именно второй путь, идут во вред своим интересам лишь бы не дать заработать своему конкуренту.

    - Они понимают, что делают?

    - Не думаю, чтобы люди сознательно строили такие схемы. Участники такого рода исследований, как правило, подбираются случайно. Их, по сути, ничто не объединяет, кроме того факта, что они участвуют в одном эксперименте и противопоставлены кому-то. И этого оказывается вполне достаточно, для того чтобы феномен проявился.

    Так вот в бизнесе весь менеджмент должен быть направлен на то, чтобы этого не допускать. Чтобы сотрудники соревновались путем усиления своей позиции, а не путем ослабления позиции другого. Иначе можно погубить компанию. Подобное поведение должно быть наказано. Правильная организация борется с этим огнем и мечом. В принципе задача менеджера - следить за тем, чтобы такого не происходило.

    - Но если конкурируют сами менеджеры?

    - К сожалению, менеджеры иногда и являются заводилами негативной конкуренции между подразделениями, имеющими общие ресурсы, например клиентов, или бренд, или помещения и т.д. Руководители топ-уровня в таких играх участвуют меньше, поскольку они ориентированы на конечный результат всей компании.

    Сегодня переменная часть вознаграждения менеджеров, как правило, делится на две части: одна часть зависит от результата его подразделения, другая - от общего результата. Действует ли это всегда само по себе? Нет. Оказывается, человек не калькулятор, он не является рациональным счетчиком выгод. И в обычной ситуации ведет себя именно так, как показали вышеупомянутые исследования.

    - Есть ли способ регулирования конкуренции? Может, на Западе что-то придумали?

    - На самом деле везде происходит одно и то же. Люди везде одинаковы. Вот вы начинаете всех ''завязывать'' на общий результат, но тогда возникают другие проблемы. Допустим, все получают премию в равных долях от общего результата, но только одно подразделение внесло 80% прибыли, а другое - 20%. Сразу возникает вопрос: почему это?

    - А если платить сообразно проценту?

    - Если одно подразделение будет получать 80% премии от общего результата, то его менеджер вообще задушит своего конкурента: ''Подумаешь, 20% пожертвую''.

    Чтобы регулировать конкуренцию, одного материального вознаграждения недостаточно, необходимо задействовать более глубокие уровни. Форма и степень соперничества - это часть корпоративной культуры. Тут все играет свою роль: стиль принятия решений, ориентация на успех, первенство правил или результата, отношение к успеху других и, в частности, установки и поведение сотрудников в сфере конкуренции-кооперации.

    - Как быть, когда соперничают подразделения, одно из которых делает продукт, а второе его продает?

    - Это как раз нормально. Они находятся в цикличной технологической цепочке: сделали - продали - сделали. И если они друг друга стимулируют, одни обеспечивают качество продукта, а другие - количество вырученной прибыли, то ничего плохого в этом нет. Другое дело, что конструктивность появится только тогда, когда производственные и sales-подразделения будут не просто обмениваться претензиями, но принимать совместные решения. Надо, чтобы свою критику они во что-то реализовали: в новый продукт или новый способ продажи, отчего бы все выиграли.

    - Бывает, что конкуренция происходит между руководителем и подчиненным? Как в таком случае должна себя вести каждая из сторон?

    - Правильное поведение подчиненного состоит в том, чтобы всегда делать своего начальника счастливым. Это воздастся. Допустим, шеф работника не продвигает или недостаточно его оценивает. Тот вступает с ним в конкурентную борьбу, начинаются подставы, саботаж и т.д. Но силы неравные, поэтому в семи из десяти случаев такого сотрудника уволят. И чего он в итоге добьется? Начальник на месте, сам он без работы. С шефом надо иметь позитивные отношения.

    - Предположим, несколько сотрудников занимают одинаковую позицию и вот кого-то из них продвигают на ступеньку выше. Новоиспеченное руководство прежние коллеги не признают. Это тоже пример конкуренции?

    - Конечно. Причем негативной со стороны сотрудников. Среди них, наверное, есть лидеры, которые чувствуют себя обиженными. Людям свойственно считать, что руководитель обязательно должен их превосходить - по уму, по опыту и т.д. И если он ничем не превосходит, то возникает негативная конкуренция: ''Как же так? Он такой же, как мы, и вдруг нами руководит''. Подход совершенно неправильный. На самом деле это же функция, роль. Сотрудникам это надо разъяснять, а наиболее злостных завистников изолировать как разносчиков ''заразы''.

    - Как избежать деструктивной конкуренции в команде топ-менеджеров?

    - Я сторонник того, чтобы все было прояснено. Уйти от конкуренции в принципе невозможно, и топ-менеджеры конкурировать будут всегда. Главное, чтобы они не только конкурировали, но и кооперировались везде, где это выгодно организации в целом. Чтобы общий интерес не приносили в жертву своей относительной личной победе. Все это должно быть обсуждено, зафиксировано, должно стать общей нормой. Важно, чтобы сами топы нашли механизм, как бить по рукам того, кто ''зарывается'' в конкурентной борьбе.

    - Какова должна быть в этом вопросе позиция первого лица компании?

    - Первое лицо может вообще не занимать никакой позиции - пустить все на самотек. Но в ситуации, когда все складывается стихийно, когда нет никаких препятствующих механизмов, талантливые люди, как правило, начинают соперничать. Поэтому руководителю лучше взять этот процесс под контроль.
    Внутренняя конкуренция - это мощнейший ресурс. Но будет ли она конструктивной или нет? Какую конкуренцию компания признает, понимает, поддерживает, а какую считает недопустимой - это, безусловно, вопрос корпоративной культуры, и он требует тщательной проработки.

    ТОЧКА ЗРЕНИЯ

    Валерий МАКСИМОВ, генеральный директор
    отеля ''Советский'' и ресторана ''Яръ'':
    - Если люди ориентированы на командную работу, то конкуренция между сотрудниками порождает раздоры в коллективе. Лучше воспитывать коллективистский дух. Каким образом? Работой inside & outside. Внутренняя работа с персоналом в ресторанном бизнесе - тренинги. Обучение общению с гостями, детальное изучение блюд и рецептуры. Внешняя сторона сплочения коллектива - это совместные выходы в свет: вечеринки, боулинг, ужины в ресторанах в качестве бонуса. У нас принята система ''смайликов''. Старшие менеджеры наблюдают за работой официантов и самым улыбчивым, предупредительным, коммуникабельным ребятам выдают забавные значки. В конце месяца подводятся итоги - те, у кого наберется больше значков, идут в ресторан или боулинг ''за счет заведения''.

    Дмитрий ПЕРШЕЕВ,
    директор компании ''Гарант'':
    - Английское название конкуренции - competition, или соревнование. По сути, конкуренция - вещь хорошая. В процессе соревнования кто-то хочет стать первым, а там и второй подтягивается. Опять же методом сравнения результатов разных специалистов, делающих похожие вещи, можно выяснить реальные затраты или, наоборот, понять, к какому результату мы придем. В этих случаях конкуренция помогает.
    Но она может и разрушать. Есть одно выражение - ''Лисьи игры менеджеров'', - которое как раз объясняет, что в ряде случаев конкуренция - это плохо. Так происходит, когда сотрудники начинают не столько достигать результатов, сколько оправдывать и возвышать свои показатели и принижать показатели других.

    Юрий МИНАЕВ,
    директор компании ''Хоббит'':
    - По моему мнению, все должны быть заинтересованы в выполнении общего плана. Например, зарплата диспетчеров зависит от количества изделий, проданных за день работы. Нередко получалось так, что первично говорил с клиентом один диспетчер, а принимал заказ в итоге, после дополнительного звонка клиента, другой диспетчер. Происходили конфликты. Но теперь система иная. Диспетчеры - это инструмент фирмы для получения прибыли. Начальник отдела - настройщик этого инструмента. При конкуренции между диспетчерами он дает им оценку. Если отдел не выполняет общий план, приглашается еще один диспетчер и при этом проигрывает в зарплате вся команда. Тут уж не до конфликтов!



Share |

 

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM