сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту
  07.08.2019 12:14:48
Компания 3М опубликовала финансовые результаты II квартала 2019 года
  08.07.2019 10:12:52
Известный сайт для общения специалистов по управлению персоналом
  04.07.2019 17:29:07
3М цифровизирует программу лояльности и переводит взаимодействие с клиентами на блокчейн
  13.06.2019 14:28:30
Открытие стоматологической площадки 3M Espertise Center


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


На работу - домой
Автор: Елизавета Евпланова
Источник: "Российская газета"
Дата публикации: 21.04.2005

Версия для печати

На работу - домой
В мире уже 50 миллионов работников трудятся в виртуальных офисах

Почти два века назад произошло важное событие, о котором редко вспоминают историки - "работа" отделилась от "дома". Если до промышленной революции ремесленники буквально трудились у себя в доме, то с приходом эпохи фабрик и заводов огромное количество людей начало "ходить на работу".

Но вот прошло двести лет, и работа возвращается домой. Виртуальный офис для десятков миллионов европейцев и американцев стал вполне привычным явлением. С каждым годом количество "телеворкеров" по всему миру растет на 20-30 процентов.

В России такая статистика отсутствует, но, судя по тому, как быстро у нас распространяются новые веяния, она скоро появится. Уже сейчас некоторые фирмы, ограниченные в средствах на аренду все дорожающих офисов, предпочитают, чтобы их сотрудники работали дома в режиме онлайн. Тем более что современные средства массовых коммуникаций позволяют это делать без особых затрат.

Телеворк - термин сравнительно новый, он обозначает работу, выполняемую на расстоянии от офиса с помощью различных средств телекоммуникации. На рубеже прошлого и нынешнего веков "телеворком" в США и странах Евросоюза занимались приблизительно 30 миллионов человек. По некоторым прогнозам, к 2005 году число "телеворкеров" составит 50 миллионов. Лидерами здесь считаются США, Канада, Финляндия, Дания и Швеция. Например, в Финляндии количество "телеворкеров" составляет примерно треть всего работающего населения.

Не все происходит так гладко, как кажется, широкое внедрение виртуальных офисов породило ряд специфических проблем как социального, так и юридического характера. Вот, например, одна из них: кто виноват, если "телеворкер" получил травму, упав со стула при попытке дотянуться до полки с телефонным справочником, который был ему необходим для выполнения задачи, поставленной руководством?

Как показывают социологические исследования, среди нынешних "телеворкеров" таких всего 4-5 процентов выбрали такую форму труда, потому что устали от постоянных передвижений по городу из дома на работу и обратно. Остальные выбирают "телеворк" по другим причинам - кто-то таким образом может присматривать за детьми, а кто-то просто физически лишен возможности передвигаться. Однако большинство - это люди, которым просто психологически комфортнее работать дома: в собственном ритме, когда хочется и в какой угодно обстановке. В Америке, например, такими "лентяям
и" оказались люди с высшим образованием, которым за 30 и которые имеют ежегодный доход около 45 тысяч долларов.

На первый взгляд "телеработа" выглядит решением огромного количества проблем для всех. Работник получает право выбирать, как распределять свое время, и возможность больше уделять внимания своей семье, а работодатель фактически на пустом месте получает самые настоящие бонусы: как показывают исследования, обычные "телеворкеры" обладают более высокой производительностью, чем их "присутствующие" коллеги, они реже "прогуливают" или уходят на больничные, с ними проще решать проблемы о сверхурочных и т. д. Более того, переход на "надомную работу" уменьшает загруженность дорог и стоянок, а также сокращает площадь необходимого под настоящие офисы пространства и количество "планерок", съедающих огромное количество рабочего времени.

"Телеворк" снимает и проблему перевода сотрудников из одного города в другой: по некоторым подсчетам, для того чтобы переселить одного работника, средней американской компании приходится тратить до 40 тысяч долларов. Особое значение это имеет для стран с большой территорией, где экономические центры отстоят друг от друга на тысячи километров, таких как Канада, Австралия и Россия.

Но есть и минусы, которые сдерживают распространение виртуальных офисов. Так, "телеворкеры" оказываются особенно чувствительны к способностям их руководителей внятно объяснять задания. В обычном офисе, при контактах "лицом к лицу" каждый сотрудник имеет возможность бесконечно "утрясать" и "уточнять", что от него хотят, в то время как "телеработник" имеет ограниченные возможности взаимодействия с начальством, поэтому эффективность его работы напрямую зависит от того, насколько его работодатель способен ясно выражать свои мысли. Кроме того, руководя отсутствующими сотрудниками, многие менеджеры среднего звена психологически оказываются лишенными средств своей пусть маленькой, но власти - контролировать, как идет рабочий процесс.

"Телеработа" моментально выявляет все ошибки в структуре любой организации: "надомник" первым почувствует бюрократический пресс, если для принятия простейшего решения необходимы визы трех человек, а не одного, только потому, что они сидят в соседних кабинетах. Естественно, далеко не все руководители согласны и могут принять подобный рост требований к качеству их собственной работы.

Кроме того, "телеворкер" становится бельмом в глазу для обычных сотрудников компании. Его 24-часовая "готовность к бою" иногда приводит к тому, что и от обычных сотрудников руководство ожидает подобной самоотдачи, а это создает дополнительное напряжение в самом коллективе.

Еще один психологический минус - уменьшение социальных связей, грозящее при определенных обстоятельствах (например, если "телеворкер" - инвалид) перерасти в настоящую изоляцию. Все это часто приводит к возвратам в обычную схему - традиционным рабочим дням в офисе.

И все же, по мнению большинства аналитиков, "телеворкеру" принадлежит будущее.

Идя на виртуализацию труда, фирмы экономят ресурсы, которые были бы затрачены на оплату энергии, офисных зданий, парковок и т. д. Общество также экономит, инвестируя меньше в инфраструктуру, снижая энергозатраты, сохраняя окружающую среду.

Что же нужно для того, чтобы устроить виртуальный офис? Прежде всего нужны профессионалы, обладающие средним уровнем знаний о виртуальной среде.

Виртуальный офис основан на полной кооперации всех пользователей системы, действующих как динамичная и гибкая команда. От каждого отдельного пользователя требуется поддерживать максимальный уровень взаимодействия. Руководство должно полностью доверять сотрудникам и стать равноправным участником системы.

Виртуальный офис должен использовать для достижения своих целей передовые технологии всех видов. В странах, где "телеворк" распространен, руководство и ИС (информационная система) постоянно исследуют и испытывают новое программное и аппаратное обеспечение, а также инновационные идеи.

Свято место, как говорится, пусто не бывает. Сегодня на российском рынке предлагаются специальные комплексы оборудования для виртуальных офисов, но на первых порах можно обойтись и тем, что продается в обычных магазинах, надо только, чтобы системный администратор имел специальную подготовку и хорошо себе представлял, что нужно для того чтобы обеспечить эффективную работу всех звеньев системы.



Share |

 

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM