сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  15.11.2018 18:35:05
Компания 3М меняет свой офис в Москве
  15.11.2018 16:40:41
Промышленная компания 3М выходит в онлайн-розницу
  14.11.2018 1:04:33
Деловая игра «Дорогой доктор!» от компаний TeamSmart и WhITe
  31.10.2018 10:51:54
семинар: 16 ноября в Иркутске "ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - 2019"
  23.10.2018 2:35:23
Новая система гибкого обучения «Over the Top» от компаний TeamSmart и WhITe


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Можно ли обучать студентов в вузах по переводной литературе? - интервью c С Р.А. Фатхутдиновым
Автор: гл. редактор журнала "Управление персоналом" А. Гончаров
Источник: ''Управление персоналом'' №1, 2000
Дата публикации: 13.12.2000

Версия для печати

    Можно ли обучать студентов в вузах по переводной литературе?

    "Нельзя" — считает член редколлегии журнала «Управление персоналом», профессор Р.А. Фатхутдинов, известный нашим читателям как автор ряда учебников. Эти учебники рекомендованы Министерством высшего и профессионального образования РФ в качестве учебников для вузов, хотя их аудитория значительно шире – их читают менеджеры всех уровней управления. Книги отличаются универсальностью подхода к проблеме, в них излагается авторская система достижения конкурентоспособности управляемых объектов, даются рекомендации по применению научных подходов к управлению.
    Критики утверждают, что книги Р.А. Фатхутдинова отличаются сложной структурой и «тяжелы» для восприятия. Так ли это? И насколько актуальны идеи автора для российского менеджмента? Редакция решила обсудить эти вопросы с Раисом Ахметовичем Фатхутдиновым.
    - Раис Ахметович, Вы - один из самых “плодовитых” авторов учебников по менеджменту. В 1999 г. вышли учебники: “Разработка управленческого решения”, “Стратегический менеджмент”. В 2000 г. выйдет сразу три учебника: “Инновационный менеджмент”, “Производственный менеджмент”, “Стратегический маркетинг”. Почему Вы решили создать целую серию учебников по менеджменту, и в чем их новизна по сравнению с другими учебниками?
    С 1991 по 1994 год я работал заведующим кафедрой экономики и менеджмента и читал курс менеджмента. В то время самым популярным учебником была книга М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, в которой менеджмент сводился к управлению персоналом в условиях рынка. Такое же определение менеджмента содержалось в отечественных учебниках того периода.
    Проанализировав экономические показатели развития страны, я убедился: обучая студентов по таким учебникам, мы не сможем вывести Россию из перманентного кризиса. Поэтому возникла идея соединить результаты моей тридцатилетней работы по проблемам прогнозирования, функционально-стоимостного анализа, планирования в разных отраслях - с одной стороны, с результатами работы по проблемам качества, ресурсосбережения в условиях рынка, с другой стороны. В 1996 г. я пришел к выводу, что под менеджментом следует понимать систему достижения конкурентоспособности. Поскольку это очень большая проблема, я разделил ее на ряд направлений: стратегический маркетинг, разработка управленческого решения, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент. Дальше в моих планах работа над книгами: «Управление конкурентоспособностью», «Управление качеством». Это будет единый системный взгляд экономиста на глобальную проблему достижения конкурентоспособности по отдельным направлениям. Если над одним учебником работают целые авторские коллективы (например, в этом году вышел хороший учебник «Управление организацией», там около 10 авторов), то я иду по другому пути: использую свой собственный богатый опыт, накопленный за 30 лет работы над этой проблемой.
    - Как называлась Ваша первая книга?
    - Первую книгу «Менеджмент конкурентоспособности товара» я издал в Москве в 1995 году, в которой уже были изложены основные идеи. Я занимался системным подходом под руководством профессора Елисеева Валерия Анатольевича и пришел к выводу, что нужно разрабатывать структуру системы, т.е. определить подсистемы, блоки, направления, строить как бы дерево тем, дерево разделов. Только тогда студент, преподаватель может найти любой вопрос в этой системе. Сейчас же почти в каждом учебнике можно поменять местами главы, и от этого ни стройность изложения, ни содержание книги существенно не пострадают. Следующую книгу «Система менеджмента» мы сделали как систему, по принципу «черного ящика»: вход - выход - внешняя среда. Я исхожу из постулата: внешняя среда первична, внутренняя структура вторична. И «Система менеджмента» четко построена по этой схеме с применением системного подхода.
    - Собираетесь ли Вы переиздавать эту книгу?
    - Хотел бы, но времени сейчас нет, поскольку есть заявки на другие книги в развитие «Системы менеджмента». Может быть, я ее переиздам года через два.
    «Система менеджмента» была выпущена тиражом 3 тысячи. И ее уже переиздавали тиражом 5 тысяч. Может быть то, что я применил системный подход, привлекает читателей. В книге дается анализ внутренней структуры, первый блок которой - научное обеспечение, научные подходы. Никто нигде сейчас не применяет 14 научных подходов. Это - главное в системе. Описана целевая обеспечивающая, управляемая, управляющая подсистемы, чего нет в других учебниках. Может быть, поэтому на нее ссылаются. Вот на днях вышла книга первого заместителя директора Института экономики РАН Б.З. Мильнера «Теория организаций». Он ссылается именно на «Систему менеджмента».
    - Насколько актуальны Ваши книги для специалистов по менеджменту, для ученых? Насколько они используются в практике менеджмента?
    Мои разработки практикой и теорией еще не востребованы. Почему? Потому что наши учебники, заменив слово «управление» на слово «менеджмент», перенимают, компилируют западные учебники, не учитывают российских особенностей, не стремятся к созданию системы менеджмента. А ведь у нас одна из лучших в мире школ по прогнозированию. Кстати, за последние 6 лет за рубеж уехало 80% математиков в возрасте до 40 лет. Уехало и около 50% физиков, так как наша физико-математическая школа является одной из сильнейших в мире.
    - Судя по объемам продаж, Ваши учебники пользуются стабильным спросом на рынке учебной литературы. К нам поступают хорошие отзывы от преподавателей, заведующих кафедрами вузов страны. И если в 1996 году были и критические отзывы, то сейчас наше издательство их не получает. И все же многие замечают, что ваши учебники написаны сложно.
    - Я проводил анализ в Московском инженерно-экологическом университете, в Государственном университете управления, в Московском государственном университете. Большинство заведующих кафедрами и преподавателей, с которыми я встречался, действительно говорят, что мои книги написаны сложно. И я им отвечаю: «А вы возьмите физику, математику, сопромат. Разве может наука существовать без них? Они значительно сложнее моих учебников». Я по базовому образованию механик. Я работал конструктором, затем стандартизатором, кандидатскую по экономике НТП защитил в 1972 г. в Донецке, а в 1989 г. в Ленинграде защитил докторскую диссертацию по экономике воспроизводства машин. Я работал во многих отраслях: горным мастером, на заводах, изучал, нефтяную, газовую промышленность, металлургию, был научным руководителем системы развития г. Краснодара. У меня много публикаций по многим важнейшим отраслям и проблемам. Использование такого опыта работы во многих отраслях по проблемам управления объектами, по стадиям их жизненного цикла, по всем функциям управления, наличие многих методик по анализу, прогнозированию и т.д. позволило мне выработать свой подход к написанию учебников. А в вузах сейчас, к сожалению, в изучении менеджмента используют западный стиль изложения - информационно-описательный, а не на конкретно-экономический. Я же пытаюсь конкретно-экономическим языком описывать конкретные проблемы и методы их решения. Эта система называется МЭТУК: методика а экономика + техника + управление а конкурентоспособность. Наша главная цель - это достижение конкурентоспособности.
    Почему именно на стыке этих проблем я сейчас работаю? Потому что никто, насколько мне известно, комплексно не занимался исследованием проблем управления экономикой в динамике. Один день в неделю я посвящаю библиотеке, стараюсь изучать новые публикации в области маркетинга, менеджмента, анализа, прогнозирования, экономического обоснования и т.д. И пришел к выводу, что, применяя западные методы обучения менеджменту, мы никогда не поднимем Россию. Я являюсь автором Национальной идеи повышения конкурентоспособности России и в русле этой идеи публикую свои последние работы.
    Могу еще дополнить, что мои разработки не противоречат идеям Аристотеля, Адама Смита, последующих экономистов. Аристотель говорил: «Благо везде и повсюду зависит от двух условий: первое - правильного определения целей и второе - нахождения соответствующих средств для достижения этих целей». Вот непониманием этого мы и страдаем, мы не можем правильно определить цели и средства их достижения.
    - Раис Ахметович, что бы Вы сами назвали новациями в своих работах?
    Теоретическая новизна и практическая ценность моих работ отражена в предисловиях к учебникам. Напомню об основных.
    Первое – это система менеджмента как система достижения конкурентоспособности управляемых объектов, состоящая из внешнего окружения (вход, выход, связи с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая подсистемы).
    Второе – это рекомендации по применению к управлению 14 научных подходов: системного, маркетингового, структурного, воспроизводственно-эволюционного, функционального, интеграционного, комплексного, нормативного и других.
    Третье – новые формулировки закона экономии времени и закона конкуренции.
    Четвертое – это выведение из состава показателей качества товара показателей его ресурсоемкости, рассмотрение их как второй стороны товара.
    Пятое – рассмотрение конкурентоспособности товара как совокупности его качества, цены, ресурсоемкости в сфере потребления и качества сервиса в соотношении 4 : 3 : 2 : 1 (приоритет отдан качеству).
    Шестое – обоснование перехода от административных и других методов управления к методам принуждения, побуждения и убеждения, при их соотношении примерно равном 4 : 4 : 2.
    Седьмое – это рассмотрение разных аспектов стратегического маркетинга: 1) как концепции ориентации любой деятельности на потребителя; 2) как первой стадии жизненного цикла управляемых объектов и 3) как первой общей функции управления. И так далее.
    - Как оценивают Ваши работы авторы аналогичных изданий?
    Я, с одной стороны, очень рад, что в последнее время ученые в области менеджмента и прикладной экономики начали ссылаться на мои разработки. Но большинство еще игнорируют меня. Поэтому мне надо повышать качество своих работ. А с другой стороны, многие ученые, просто-напросто “сдирают” мои идеи, занимаются как бы плагиатом, нарушая мои авторские права. Некоторые приводят меня в списке литературы, а по ходу текста берут целые страницы.
    - Период, когда Ваши книги пробивали себе дорогу, уже позади, на них существует стабильных спрос, причем не только в России, но и в странах СНГ. Значительное количество учебников продается в таких республиках, как Украина, Казахстан, Беларусь, в небольших количествах в Прибалтике.
    Что Вас заставило приступить к написанию такого большого труда, как «Стратегический маркетинг»?
    Я преподавал маркетинг и менеджмент в Московском институте химического машиностроения в 1991-1994 гг. Убедился в том, что Ф. Котлер так же, как и М. Мескон, прибегает в своей книге к описательному стилю и слишком широко охватывает проблему. Ф. Котлер, например, включает в функции маркетинга исследование рынка, разработку товара, его производство, продвижение.
    Я считаю, что маркетинг должен заниматься исследованием рынка, определением нормативов конкурентоспособности для исследователей и разработчиков. Дальше - реализовывать идею маркетинга, т.е. ориентировать любой вид деятельности, любой отдел, любого человека на потребителя. Пока мы не научимся ориентировать свою деятельность на потребителя, мы никогда ничего существенного не достигнем. После изучения и преподавания курса маркетинга пришел к выводу, что подходы Ф. Котлера не отвечают нашим требованиям.
    Далее в 1996 г. вышла первая в мире, как мне известно, книга “Стратегический маркетинг” Жан-Жака Ламбена. Я ее буквально за несколько дней прочитал. Книга очень интересная, произвела на меня большое впечатление. Через некоторое время я понял, что стратегическим маркетингом у нас в России практически никто не занимается. И под стратегическим маркетингом понимают совершенно не то, что следовало бы, с моей точки зрения, понимать.
    Стратегический маркетинг как учебная дисциплину - это дисциплина, дающая знания в области разработки нормативов конкурентоспособности. Мы должны провести стратегическую сегментацию рынка, изучить рынок, конъюнктуру, спрогнозировать будущие потребности, затем разработать нормативы конкурентоспособности для исследователей. Вот функции стратегического маркетинга, по моему мнению. Нормативы конкурентоспособности - гланое.
    У нас никто этой проблемой на занимается. У меня возникла идея написать впервые, пожалуй, в России, книгу «Стратегический маркетинг» и изложить в ней концепцию ориентации деятельности на потребителя, концепцию разработки нормативов конкурентоспособности. В 1998 г. Россия занимала 127-е место (в 1995 году - 48-е место) по конкурентоспособности. Так пора уже разрабатывать рекомендации, методики, изучать дисциплины, обеспечивающие методическое и научное сопровождение маркетинга.
    Мы не должны заниматься маркетингом только ради продажи товара. Нужно на первой стадии определить, что производить, для кого производить, с какими затратами, с какими показателями качества. До рождения ребенка мы должны закладывать необходимые условия для его здоровья. 50% здоровья определяется до рождения ребенка. Так же и в ситуации с конкурентоспособностью.
    - Я выскажу и свою оценку книги Ф. Котлера. По содержанию и стилю изложения это замечательный учебник, на котором воспитаны тысячи менеджеров в России. На меня она произвела огромное впечатление, и я ее прочитал несколько раз. Конечно, спустя годы, ее уже иначе воспринимаешь. Но тогда это было новое, свежее слово, без него невозможно представить бурное развитие рынка в стране. Сейчас можно говорить о том, что в этой книге больше представлены различные аспекты рекламы, а маркетинг - как приложение к рекламе, как изучение рынка сбыта товаров, но не как подготовка производства товаров, не как серьезный анализ, не как методика.
    Иначе говоря, настало время таких учебников, как Ваш «Стратегический маркетинг», но ведь без Котлера и без Ламбена не было бы и Вашего учебника. Согласитесь, что надо отдать им должное.
    Безусловно. В свое время эти книги были необходимы для начинающего российского предпринимательства.
    - Раис Ахметович, будет ли Ваша книга интересна не только преподавателям и студентам, но и практикам, бизнесменам?
    «Стратегический маркетинг», на мой взгляд, полезна будет не только студентам, возможно даже в большей мере полезна руководителям среднего и высшего звена. Именно среднего и высшего звена, поскольку они определяют общий научный подход, в том числе очень сложный системный подход. Сначала нужно изучать окружение, а потом внутреннюю структуру. Я привожу около 30 свойств, правил изучения систем. Так как это впервые, пожалуй, излагается, то будет полезно, на мой взгляд, руководителям, предпринимателям и, конечно, студентам как будущим руководителям и будущим предпринимателям.
    - Для руководителей каких видов экономической деятельности эта книга может быть Вами рекомендована?
    Эта книга написана применительно к промышленным предприятиям, к сложным структурам. Я полагаю, что чем сложнее структура в описании, тем проще будет применять ее для простых структур. Поэтому я начинал с таких сложных структур, как машиностроение, транспорт, топливная промышленность. Россию надо возрождать именно с подъема промышленности. После того, как мы оздоровим финансовое состояние, отладим финансовый механизм, следующий этап - это работа промышленности. А в промышленности прежде всего нужно поднимать машиностроение. Эта книга написана преимущественно для специалистов промышленности, а не для сферы обслуживания, не для финансовых структур.
    - Какие у Вас планы на будущее?
    В творческом плане у меня второе дыхание открылось. Именно за последние три года совместно с женой (кандидатом экономических наук Сивковой Л.Ф.), моей опорой во всем, были написаны эти шесть учебников. Никогда у меня не было такой производительности, такого желания работать, как в последнее время. Попытаюсь в следующие два-три года издать еще четыре учебника, чтобы завершить весь цикл - десять учебников.
    - Планируете ли Вы писать в наш журнал аналитические статьи?
    Последнее время я старался все новинки сначала публиковать в журнале «Управление персоналом». Но сейчас у меня просто нет времени. Я задумал еще одну книгу. Не знаю, получится ли она, пока собираю материалы - «Организация производства». Ни в одном книжном магазине нет учебника по организации производства. Старые учебники есть только в библиотеке. А студентам надо изучать организацию производства. Мы изучаем стратегический маркетинг, затем, если это крупная фирма, стратегический менеджмент (это стратегический маркетинг плюс управление персоналом). Дальше инновационный менеджмент, организация производства.
    В настоящее время по последнему блоку нет учебников. Необходимо детально рассмотреть с позиции системного, маркетингового, воспроизводственно-эволюционного, динамического и других подходов проблемы развития организации производства.
    У нас есть теория организации производства. А.А. Богданов опубликовал первую книгу по этой проблеме в 1925 г. - «Тектология». В этой книге автор дал много предложений по развитию организации в статике и в динамике. В статике - это структура, в динамике - это процесс. К сожалению, сейчас книг со ссылкой или на основе изучения трудов А.А. Богданова у нас мало. В последнее время вышли книги по организации Б.З. Мильнера, В.Г. Алиева - зав. кафедрой менеджмента Дагестанского университета, которую он написал совместно с авторами других вузов. И все, пожалуй. Разумеется, охвачен далеко не весь комплекс проблем. Мне кажется, что некоторые идеи я мог бы реализовать в книге по организации производства.
    Конкурентоспособностью у нас тоже эпизодически занимаются только отдельные ученые. Института по конкурентоспособности нет ни образовательного, ни научно-исследовательского. Хотя во всех странах имеются институты, комиссии по конкурентоспособности. В Японии, например, есть комиссия при премьер-министре, в США - комиссия при президенте. В этих странах постоянно следят за состоянием этой проблемы, занимаются ее исследованием. Не зря США занимают 1-е место в мире по конкурентоспособности, Япония тоже среди лидеров. Мы же среди отстающих, поскольку никто этой проблемой системно не занимается - она сложная, и у нас много других проблем.
    - Раис Ахметович, Вы считаете Японию лидером. Дело в том, что один из наших авторов - Л.Г. Ходов в 10-м номере нашего журнала поставил крест на бурном экономическом развитии Японии в ближайшее десятилетие. Он пришел к выводу, что японская промышленность не знает, куда сейчас податься. “Ниссан” в прошлом году понес убытки в несколько млрд. дол., сократил значительную часть своих сотрудников, то же случилось и с рядом других фирм. Это в автомобилестроении, а в электронике ситуация еще хуже. Что Вы думаете о будущем Японии?
    Сейчас Япония переживает некоторый спад, но его пик уже прошел. Спад имел наибольшие темпы в прошлом году. В текущем году уже сократились темпы снижения объема валового продукта. И я думаю, что лет через 5 спад будет преодолен. Они разработали ряд программ, недавно ввели программу дальнейшего развития образования, программу инновационного развития и др. Экономика Японии стабилизируется, я в этом не сомневаюсь. Это очень трудоспособный народ. Японский менталитет - менталитет патриота своей страны мобилизует каждого работать качественно. И те проблемы, с которыми они сейчас столкнулись, в ближайшие десять лет будут разрешены.
    Еще надо учитывать, что они не имеют таких богатых ресурсов, которыми располагаем мы. А мы занимаем первое место в мире по природным ресурсам, и они оцениваются в 30 трлн. дол. На втором месте - Соединенные Штаты Америки - 8 трлн. дол. А Япония обладает очень незначительными природными ресурсами. Но у них высокий интеллектуальный потенциал. Они занимают первое место в мире по образованию. Поэтому крутого, резкого спада у них, конечно, не будет. Сейчас уже у них пошел подъем, незначительный, но пошел.
    - Как Вы оцениваете перспективу подъема экономики России?
    Когда я читал студентам лекции лет 5-7 назад, я говорил, что мы начнем подниматься через 10 лет. Но я, видимо, тогда опрометчиво давал прогноз, поскольку руководители страны настойчиво убеждали, что через год - два уже начнется рост. В последней статье академик РАН Л.И. Абалкин, директор Института экономики РАН отмечает, что из-за того, что наше поколение получило высшее образование на основе переводных учебников, еще не одно поколение будет испытывать трудности, поскольку уровень подготовки значительно снизился. Его мнение разделяет академик РАН Львов Д. С. - нельзя сегодня обучать в вузах по переводным учебникам. Это касается прежде всего экономики, менеджмента, маркетинга.
    Я затрудняюсь сказать, когда в экономике страны начнется подъем. Ведущие экономисты страны говорят, что мы еще должны вернуться к уровню 1991 года по темпам производства, по объему валовой продукции и т.д. Мы будем возвращаться лет десять только к уровню 1991 г.
    - Как Вы оцениваете уровень отечественных менеджеров частных фирм?
    К своему стыду, последнее время я очень мало контактирую с руководителями предприятий. Нынешний год я уже даже не работаю с предприятиями, а только преподаю и занимаюсь книгами. Должен отметить, что уровень у них не очень высокий - они подготовлены на описательных, а не на конкретно-экономических учебниках. Они плохо знают вопросы анализа (особенно функционально-стоимостного), прогнозирования, системный подход и т.д. И я считаю, что только на основе вот этих современных методов можно готовить менеджеров высокого уровня.
    - Какая роль, на Ваш взгляд, принадлежит психологии в общем уровне менеджмента?
    – Последние десять лет значительно больше начали заниматься психологией. Все вопросы решают люди, кадры. Если мы упустим вопросы психологии, вопросы изучения личности, характера, способностей, наклонностей человека, его мотивов, то, конечно, не сможем правильно управлять экономикой. Менеджмент включает в себя психологию. Если психология не будет преподаваться достаточно квалифицированно и не будут применяться на практике достижения психологии, то менеджмент будет ущербным. В менеджменте необходим комплексный подход. Вот поставьте стог сена, допустим, на пять жердей. Если вы уберете три жерди, то на двух жердях стог сена стоять не будет. Так же и здесь, пять жердей - это техника, экономика, организация, психология и социология. Менеджмент объединяет эти науки.
    - Раис Ахметович, у Вас хорошие достижения в науке. Не думали Вы об эмиграции?
    Я люблю Россию, природу Южного Урала, Черное море, Подмосковье, московские театры, музеи, библиотеки. У меня в России и на Украине много родственников и друзей. Я - автор Национальной идеи повышения конкурентоспособности России, шести учебников для вузов, хочу еще писать. Это все надо внедрять дома, ради подъема собственной страны. Я не смогу жить вне России и без России.
    - Расскажите немного о себе для читателей нашего журнала.
    Родился я в рабочей семье на Урале, в г. Златоусте. Город славен металлургами и машиностроителями. Демидов основал этот город 230 лет тому назад. Горы, леса - все прекрасно, если бы не взрыв в 1956 г. под Карабашем атомного хранилища. Сейчас приезжаешь, иногда только какая-нибудь птичка появится в лесах. А раньше все было. Сейчас лес пустой. У нас в семье шестеро детей. Два брата и три сестры. Отец работал на машзаводе, мама воспитывала нас. Служил в армии, учился и работал в Копейске, Брянске, Свердловске, Донецке, Уфе, Краснодаре. В Москве – 10 лет. У меня две дочери, сын, пасынок, внуки, добрая жена.
    В заключение хочу поблагодарить весь коллектив издательства за доброжелательное отношение ко мне.
    С Р.А. Фатхутдиновым беседовал гл. редактор журнала "Управление персоналом" А. Гончаров.



Share |

 

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM