сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  21.03.2019 13:12:00
Неделя сметчика на Урале
  21.03.2019 13:11:35
Неделя сметчика на Урале
  21.03.2019 10:47:53
3М объявила о создании новых бизнес-сегментов
  15.03.2019 18:44:18
ТОП-5 угроз безопасности информации в компаниях
  13.03.2019 13:29:34
Помощь в подборе персонала по базе HH, доступ


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы



Словарь терминов HR

* | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я
* | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z

Личностный Дифференциал Инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Область применения – клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика.

Тематические разделы:
Оценка персонала : Тестирование
Оценка персонала : Тестирование : Личностные опросники

Назначение методики

Личностный Дифференциал - инструмент изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Область применения – клинико-психологическая психодиагностика и социально-психологическая практика.

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов – с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности – тревожности и экстраверсии – интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т.д.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования – подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т.д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

Теоретические основы

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

    1. Оценки
    2. Силы
    3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
    1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
    2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
    3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

Процедура проведения


Инструкция

В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:

    • выбор знака того или иного качества;
    • определение степени его проявления по баллам:
        • 3 — проявляется очень сильно и очень часто;
        • 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается;
        • 1 — проявляется иногда и слабо;
        • 0 — трудно сказать, есть и то, и другое.
На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.

Обработка результатов

Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:

    • 17-21 - высокий уровень;
    • 8-16 - средний уровень;
    • 7 и менее - низкий уровень.

Ключ

1 .
О
+
Обаятельный
3
2
1
0
1
2
3
Непривлекательный
-
2.
С
-
Слабый
3
2
1
0
1
2
3
Сильный
+
3.
А
+
Разговорчивый
3
2
1
0
1
2
3
Молчаливый
-
4.
О
-
Безответственный
3
2
1
0
1
2
3
Добросовестный
+
5.
С
+
Упрямый
3
2
1
0
1
2
3
Уступчивый
-
6.
А
-
Замкнутый
3
2
1
0
1
2
3
Открытый
+
7.
О
+
Добрый
3
2
1
0
1
2
3
Эгоистичный
-
8.
С
-
Зависимый
3
2
1
0
1
2
3
Независимый +
9.
А
+
Деятельный
3
2
1
0
1
2
3
Пассивный -
10.
О
-
Черствый
3
2
1
0
1
2
3
Отзывчивый
+
11.
С
+
Решительный
3
2
1
0
1
2
3
Нерешительный
-
12.
А
-
Вялый
3
2
1
0
1
2
3
Энергичный
+
13.
О
+
Справедливый
3
2
1
0
1
2
3
Несправедливый
-
14.
С
-
Расслабленный
3
2
1
0
1
2
3
Напряженный
+
15.
А
+
Суетливый
3
2
1
0
1
2
3
Спокойный
-
16.
О
-
Враждебный
3
2
1
0
1
2
3
Дружелюбный
+
17.
С
+
Уверенный
3
2
1
0
1
2
3
Неуверенный
-
18.
А
-
Нелюдимый
3
2
1
0
1
2
3
Общительный
+
19.
О
+
Честный
3
2
1
0
1
2
3
Неискренний
-
20.
С
-
Несамостоятельный
3
2
1
0
1
2
3
Самостоятельный
+
21.
А
+
Раздражительный
3
2
1
0
1
2
3
Невозмутимый
-



Интерпретация результатов

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. «Высокие значения» этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя носителем позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. «Низкие значения» фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его «высокие значения» говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. «Низкие значения» свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования – подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. «Положительные» (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; «отрицательные» (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Стимульный материал

Бланк ответов


1.
Обаятельный
3
2
1
0
1
2
3
Непривлекательный
2.
Слабый
3
2
1
0
1
2
3
Сильный
3.
Разговорчивый
3
2
1
0
1
2
3
Молчаливый
4.
Безответственный
3
2
1
0
1
2
3
Добросовестный
5.
Упрямый
3
2
1
0
1
2
3
Уступчивый
6.
Замкнутый
3
2
1
0
1
2
3
Открытый
7.
Добрый
3
2
1
0
1
2
3
Эгоистичный
8.
Зависимый
3
2
1
0
1
2
3
Независимый
9.
Деятельный
3
2
1
0
1
2
3
Пассивный
10.
Черствый
3
2
1
0
1
2
3
Отзывчивый
11.
Решительный
3
2
1
0
1
2
3
Нерешительный
12.
Вялый
3
2
1
0
1
2
3
Энергичный
13.
Справедливый
3
2
1
0
1
2
3
Несправедливый
14.
Расслабленный
3
2
1
0
1
2
3
Напряженный
15.
Суетливый
3
2
1
0
1
2
3
Спокойный
16.
Враждебный
3
2
1
0
1
2
3
Дружелюбный
17.
Уверенный
3
2
1
0
1
2
3
Неуверенный
18.
Нелюдимый
3
2
1
0
1
2
3
Общительный
19.
Честный
3
2
1
0
1
2
3
Неискренний
20.
Несамостоятельный
3
2
1
0
1
2
3
Самостоятельный
21.
Раздражительный
3
2
1
0
1
2
3
Невозмутимый


Литература

    1. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM