сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Преодолеваем биполярное мышление при помощи формального и неформального обучения


Преодолеваем биполярное мышление при помощи формального и неформального обучения

Говоря о формальном обучении, следует отметить, что ему всегда присуще некое расписание, план, который не дает возможности самому обучаемому выбирать контент.

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала
Статьи : Обучение и развитие

Дата публикации: 02.11.2011



Преодолеваем биполярное мышление при помощи формального и неформального обучения
Пять лет назад была выпущена моя книга под названием «Неформальное обучение». И за этот промежуток времени я стал выполнять в неформальном обучении роль Джонни Яблочного Семечка, хотя и не являлся его изобретателем. Ведь, как известно, неформальное обучение возникло еще до зарождения цивилизации, а вся моя заслуга заключалась лишь в указании на тот факт, что повышенный интерес организации к формальному обучению является неэкономным, отнюдь не полезным для бизнеса, да и попросту скучным.

Говоря о формальном обучении, следует отметить, что ему всегда присуще некое расписание, план, который не дает возможности самому обучаемому выбирать контент. Оно имеет свое окончание (будь то курсы, семестры или учебные программы), однако сам процесс обучения не заканчивается на этом. Тем, кто усвоил опыт неформального обучения, выдается подтверждение тому - в виде получения квалификации, сертификата, степени или отметки в LMS.

Процесс формального обучения, зачастую, характеризуется привлечением большого количества людей. Его можно сравнить с автобусом, который имеет заданный маршрут. Люди, находящиеся в нем, не могут изменить маршрут общественного транспорта и потому двигаются именно в том или ином направлении. Безусловно, процесс этот является эффективным. В неформальном обучении все происходит с точностью до наоборот, оно подобно велосипеду, на котором можно двигаться по какой либо дороге и туда, куда необходимо. Люди, которые сами выбирают маршрут, попадут именно туда, куда они желают. Подобный процесс приносит ученикам гораздо больше удовольствия.

В реальной жизни вы сами можете выбирать – ехать на велосипеде или сесть в автобус (только не одновременно) в отличие от обучения, где такой выбор сделать невозможно. Оно объединяет в себе и формальную сторону - контекст, единый язык, основы, и неформальную - обучение за стенами класса, к примеру. В зависимости от желания ученика, формальное обучение может либо отвергаться, либо приниматься.

Обучение представляет собой совокупность степеней формальности. Нам необходимо выбрать из множества серых оттенков именно тот, который подойдет больше всего. Те люди, которые называют формальное и неформальное обучение плохими, значительно упрощают действительность, с моей точки зрения - это биполярное мышление.

Возьму на себя смелость ответить на критические замечания людей, которые путают обучение со школой.

Вопрос №1. – Каким образом мы можем проверить на практике, что неформальное обучении действительно работает?

Ответ №1. – А каким образом вы научились говорить, ходить, целоваться и быть полезными для общества?

Вопрос №2. – Разрушает ли неформальное обучение основы дисциплины и контроля?

Ответ №2. – «Неформальное» - совсем не означает «бесцельное, необдуманное и пущенное на самотек», оно означает «не ограничиваемое». Ожидая многого от людей - вы многое от них и получите. А менеджерский контроль - это скорее фикция.

Вопрос №3. – А как же ROI? Мы не желаем только полагаться на удачу.

Ответ №3. – Не стоит так переживать по этому поводу, ведь при помощи неформального обучения люди учатся работать. Будучи внимательными, вы сами сможете увидеть рост продуктивности.

Вопрос №4 – Где вы взяли данные, что 80% обучения на работе - неформальное?

Ответ №4 – Число 80% подтверждено многочисленными и повторными исследованиями. Конечно, при разном типе работы оно может колебаться в ту или иную сторону, однако самое главное, что еще не были исследованы просторы Интернет. Учитывая множество различных социальных сетей, а также программ для совместной работы, я с полной уверенности могу сказать, что эта доля была бы гораздо выше, чем 80%.

Формальное обучение является идеальным вариантом для новичков. Ведь из формальных курсов и на мастерских можно многому научиться тем людям, которым совершенно не знакомы базовые понятия и словарь новой отрасли. Разве можно научиться математике или химии, к примеру, беседуя в кафе за чашкой кофе? Нет, в данном случае необходимо обратиться к знаниям, которые накапливались не протяжении веков.

Однако для опытных практиков идеально подойдет неформальное обучение. Такие люди уже имеют ментальную сетку представлений и понятий в хорошо известной им сфере работы. Их гораздо больше интересует конкретика, каким образом можно сделать что-либо практическое. Для них прохождение целой учебной программы займет много времени, да и не принесет желанного результата, являясь оскорблением приоритетов обучения практиков.

Парадокс неформального обучения состоит в том, что компании вкладывают финансы в формальное обучение, хотя больше пользы работники получают от неформального. Аудиторию корпоративного тренинга представляют, в основном, новички. Это напоминает школу, ведь она не рассчитана на выпускников университета, точно также как тренинг не принесет пользы опытным работникам, которые создают прибыль.

Раньше сотрудникам платили за то, чтобы они следовали инструкциям, полагая, что можем научить их работе. Однако сейчас все совсем не так, ведь работа – как импровизированный театр. Проблемы приходится решать на лету, сотрудники очень часто сталкиваются с такими ситуациями, в которые они никогда не попадали. Потому результатов нужно достигать молниеносно. Справиться с этим можно только обучаясь самостоятельно. На сегодняшний день процесс обучения и есть работой.

Привычным для обучения всегда было создание программ. Однако на сегодняшний день, целесообразным будет инвестирование в построение обучающих сред, которые дадут возможность сотрудникам обучатся самостоятельно.

Jay Cross

Chief Learning Officer 12/2010

-------------------------------------------------------------

*Джонни-Яблочное Семечко является Героем американского фольклора, который по преданию посадил большое количество яблоневых садов, а особенно в штатах Индиана и Огайо. Его обычно изображают босым длинноволосым стариком с седой бородой. Он одет в рубаху из мешковины, а за его спиной - мешок яблочных семечек. Джонни очень любил животных и славился своей добротой. Имя его реального прототипа - Дж. Чэпмен [Chapman, John] (1774-1845). О славном Герое напоминают около десятка памятников, мемориальный парк, а также автострада его имени, находящаяся в штате Огайо. С 1996г. Он - официальный народный герой штата Массачусетс.

Share |

 

Версия для печати

Читайте также
Роструд назвал самую востребованную профессию в России·

Федеральная служба по труду и занятости назвала профессию, нехватку представителей которой больше всего испытывают российские предприятия. Вместе с тем в Роструде сообщили, что российский рынок труда в целом стабилизируется, а количество безработных снижается. Днем ранее министр труда труда и социальной защиты России Максим Топилин рассказал о пересмотре системы квалификаций и разработке больше тысячи профессиональных стандартов
Оценка эффективности обучения. Какие инструменты используют российские компании?

В апреле 2010 года компания Websoft провела опрос среди более 30 российских компаний на тему используемых в них инструментов оценки эффективности обучения. Также был проведен опрос по поводу инструментов, которые применяются для оценки эффективности обучения на Учебном портале.

Греф заявил о задержке школьного образования в России на уровне XIX века

«Если у нас плохой министр образования, если у нас плохая система образования, у страны нет будущего. Это самое страшное»

Четыре слагаемых инвестиционного успеха

Во второй день первого открытого форума предпринимателей «Сделано в Удмуртии» в Доме дружбы народов в Ижевске состоялось несколько дискуссий. Пожалуй, наиболее значительной была «Инвестируй в Удмуртию – возможности для инвесторов в республике». Инвестиции и впрямь наиболее важный фактор развития и бизнеса и экономики в целом.

Непрерывное обучение как единственно важная компетенция
Непрерывное обучение как единственно важная компетенция

Последние два десятилетия были ознаменованы радикальным применением технологий практически в любой сфере ведения бизнеса. Благодаря внедрению технологий исчезли некогда устрашающие барьеры для новых компаний, процессы стали в высшей степени прозрачными, выросла продуктивность.

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM