сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Трудовые права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту


    Продолжение (см. № 4 "Трудовое право" за 2000 г.)
    Тематические разделы:
    Административный персонал
    Статьи : Социально-трудовые отношения
    Трудовое право и делопроизводство
    Трудовое право и делопроизводство : Военно-учетный стол
    Трудовое право и делопроизводство : Трудовые отношения
    Нормативные документы

    Источник: Трудовое право #1

    Автор: Г.С. Скачкова, и.о. зав. сектором трудового права и социального обеспечения Института государства и права РАН, канд. юрид. наук, доцент

    Дата публикации: 19.12.2000



    5.5. Обеспечение соблюдения воинской дисциплины военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
    Характеристика основных трудовых прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, была бы явно неполной без рассмотрения вопроса об особенностях обеспечения соблюдения военнослужащими-контрактниками воинской дисциплины. В статье 10 федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющей право на труд военнослужащих", ничего не говорится о правах и обязанностях военнослужащих в области воинской дисциплины. Что касается возможностей поощрений военнослужащих, то об этом данный закон даже и не упоминает, нет на этот счет и отсылочной нормы. Вместе с тем в данном законе есть специальная статья - 28, закрепляющая общие положения об ответственности военнослужащих за правонарушения. Как говорится в данной статье, в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. И затем, в последующих пунктах статьи, дана краткая характеристика каждого из видов ответственности. Так, применительно к административной ответственности (пункт 3) говорится о дифференцированном подходе в избрании вида ответственности (административной либо дисциплинарной в порядке, определенном общевоинскими уставами) в зависимости от того, какие именно административные правонарушения совершены военнослужащими. Что касается гражданско-правовой ответственности, то военнослужащие несут ее на условиях, закрепленных в пункте 5: за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству. Физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В пункте 6 данной статьи содержится отсылочная норма об уголовной ответственности военнослужащих. поскольку в этом пункте говорится, что за совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Что касается дисциплинарной и материальной ответственности военнослужащих, то в отношении этих двух видов ответственности следует остановиться несколько подробнее, поскольку применение их самым тесным образом соприкасается с трудовым законодательством.
    Прежде всего, отметим, что нормы статьи 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются отсылочными. Так, в пункте 4 говорится, что "за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих". А в отношении дисциплинарной ответственности военнослужащих закреплено положение о том, что "за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, которые определены общевоинскими уставами". При этом в самом Федеральном законе не содержится норм о различиях в порядке, условиях и основаниях привлечения к ответственности военнослужащих в зависимости от того, проходят ли они военную службу по призыву либо по контракту.
    Вопросы обеспечения соблюдения воинской дисциплины всеми военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту, изложены в специальных нормативных актах военного законодательства, имеющих подзаконный характер. В качестве таковых выступают общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - Устав внутренней служба Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140 "об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"1.

    1 См.: Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой устав. М.: Военное изд-во, 1994.

    Среди общевоинских уставов особое место отводится Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации (далее: Дисциплинарный устав - Г,С,), раскрывающему понятие воинской дисциплины. В статье 1 главы 1 "Общие положения" говорится, что "воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)". Основными принципами единоначалия, как говорится затем в статье 9 являются право командира (начальника) отдавать приказ и обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться.
    В Дисциплинарном уставе закрепляются права и обязанности командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины, перечислены командиры (7ачальники), которые в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по воинской должности, с указанием прав командиров (начальников) по применению конкретных видов поощрений и наложению конкретных видов взысканий к подчиненным им военнослужащим. Кроме того, определены и особенности пользования дисциплинарной властью заместителей командиров, помощников (старших помощников) командиров, министра обороны Российской Федерации и его заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала.


    5.5.1. Поощрение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
    Поощрения, как говорится в статье 17 Дисциплинарного устава, являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. В отличие от КЗоТ РФ (см. статью 131), закрепляющего лишь примерный перечень мер поощрения в отношении всех работников, безотносительно к тому, к какой именно категории они относятся. Дисциплинарный устав содержит перечень поощрений, применение которых носит дифференцированный характер. Так, имеет значение, применяются ли поощрения к солдатам, матросам, сержантам и старшинам (статья 19) или к прапорщикам и мичманам (статья 25). либо к офицерам (статья 29), а также, проходит ли военнослужащий военную службу по призыву либо по контракту на определенных должностях. Причем перечень поощрений в отношении той или иной категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (нужно отметить. Что такое же правило действует и в отношении военнослужащих-призывников). В основном, перечень мер поощрения военнослужащих совпадает с теми поощрениями, которые применяются в отношении работников и содержатся в статье 131 КЗоТ РФ. Но у военнослужащих есть и такие поощрения, которые обусловлены спецификой прохождения военной служба и связаны, например, с возможностью поощрительного присвоения воинского звания на условиях. определяемых данным Уставом, награждением именным холодным и огнестрельным оружием и др. Специфическим видом поощрения, характерным в целом, как известно, для специальной дисциплинарной ответственности на основании уставов и положений (не только в отношении военнослужащих), является снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
    Дисциплинарный устав, закрепляя определенный порядок применения различных мер поощрения, в то же время содержит ряд принципиальных положений, касающихся в целом поощрения военнослужащих. Так, за одно и то же отличие может быть объявлено только одно поощрение, т.е. прямо запрещается соединять две и более меря поощрения. При этом с военнослужащего, имеющего дисциплинарное взыскание, может быть снято одновременно только одно дисциплинарное взыскание. Поощрения объявляются перед строем, на совещании военнослужащих, в приказ или лично. Объявление приказов о поощрениях, а также вручение отличившимся военнослужащим наград обычно производится в торжественной обстановке.
    Дисциплинарный устав закрепляет обязанность учета поощрений во всех подразделениях и воинских частях с занесением поощрений в служебную карточку военнослужащего, которая ведется по определенной форме, приложенной к Дисциплинарному уставу. На лицевой стороне служебной карточки должно быть указано, за что поощрен военнослужащий, вид поощрения, когда именно применено поощрение (дата и № приказа), кем поощрен военнослужащий В служебной карточке должны быть подпись военнослужащего об ознакомлении с приказом о поощрении.

    5.5.2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
    В статье 23 Дисциплинарного устава говорится о том, что "все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения". Указывая на возможность привлечения военнослужащих к таким видам ответственности, как дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная и уголовная. Дисциплинарный устав закрепляет и общие принципы привлечения военнослужащих к различным видам ответственности. Так, за совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. За проступки. Связанные с нарушением военнослужащими воинской дисциплины и общественного порядка, к ним могут быть применены меры общественного воздействия. При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих.
    Как сказано в статье 24 Дисциплинарного устава, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом.
    Наряду с общими принципами привлечения военнослужащих к ответственности вообще, независимо от ее вида, в отношении дисциплинарной ответственности также установлены определенный общие правила, во многом совпадающие с теми, что имеют место в трудовом законодательстве. Так, привлечение военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, к дисциплинарной ответственности, является правом, но не обязанностью командира (начальника), который может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости - подвергнуть военнослужащего дисциплинарному взысканию. При этом следует иметь в виду, что в статье 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплены гарантии в области дисциплинарной ответственности и в отношении самих командиров. В соответствии с пунктом 2 "командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц".
    В статье 48 Дисциплинарного устава закреплено положение, аналогичное, по сути, требованию, содержащемуся в статье 135 КЗоТ РФ, о том, что налагаемое взыскание должно быть соразмерно тяжести совершенного проступка и степени вины военнослужащего. Так, как и в КЗоТ РФ (статья 138) в отношении работника, в Дисциплинарном уставе (статья 49) закрепляется возможность общественного осуждения нарушений воинской дисциплины - на собраниях военнослужащих. Кроме того, проступки отдельных категорий военнослужащих, названных в Дисциплинарном уставе, могут рассматриваться и товарищескими судами чести. Причем запрещается принимать решение о рассмотрении проступков офицеров, прапорщиков и мичманов товарищескими судами чести и одновременно налагать на них за этот же проступок дисциплинарное взыскание.

    Закрепляемый в Дисциплинарном уставе перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, является счерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Так, в статье 88 особе указывается на то, что высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание не упущение по службе не является дисциплинарным взысканием. Применение перечня дисциплинарных взысканий носит дифференцированный характер в зависимости то того, на какую категорию военнослужащих эти взыскания налагаются - на солдат и матросов, либо на сержантов и старшин (имеет значение, проходят они военную службу по призыву или по контракту). на прапорщиков и мичманов или на военнослужащих-женщин, проходящих военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов. Что касается военнослужащих офицерского состава, то здесь перечень дисциплинарных взысканий дифференцирован в зависимости от того, налагаются ли эти взыскания на офицеров либо на высших офицеров. При этом не имеет значения основание для прохождения военной службы - по призыву или по контракту.
    Перечень мер дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, содержит самые разнообразные меры взыскания. Так, ряд таких мер, как например, выговор и строгий выговор, применяются в отношении всех работников по нормам КЗоТ РФ (см. статью 135). Такая мера дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, применяется также в отношении государственных служащих (см. статья 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации") и, в целом, в отношении лиц, несущих специальную дисциплинарную ответственность1.


    1 См., например, пункт 10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 744 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 29, ст. 3557), и др.

    Вместе с тем значительное число дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих-контрактников, свидетельствует о специфике прохождения ими военной службы - например, арест с содержанием на гауптвахте, досрочное увольнение в запас.
    Характеризуя особенность дисциплинарной ответственности военнослужащих-контрактников, следует обратить внимание на то, что Дисциплинарный устав предусматривает возможность наложения дисциплинарных взысканий в особых случаях. В частности, если нарушение воинской дисциплины или общественного порядка было совершено вне расположения воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, то Дисциплинарный устав особо определяет порядок наложения дисциплинарных взысканий, называя при этом круг лиц, которые могут эти взыскания налагать. Причем военнослужащий по прибытии к месту постоянной службы обязан доложить своему непосредственному начальнику о наложении на него дисциплинарного взыскания. Военнослужащий, не доложивший о наложенном взыскании, несет за это дисциплинарную ответственность.
    Довольно обстоятельно и подробно изложен в Дисциплинарном уставе порядок наложения дисциплинарных взысканий. Прежде всего, в статье 85 обращается внимание на возможность наложения на военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, только тех дисциплинарных взысканий, которые определены в настоящем Уставе и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности. До принятия такого решения является обязательным проведение разбирательства в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий. способствовавших совершению проступка. При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. При том строгость взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.
    При наложении дисциплинарных взысканий на военнослужащих установлены определенные срок. Так, наложение дисциплинарного взыскания производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу.
    Дисциплинарный устав определяет не только порядок наложения дисциплинарных взысканий, но и порядок приведения каждого из них в исполнение. Главное правило, действующее при этом, заключается в том, что дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях - не позднее месяца со дня его наложения. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. В последнем случае лицо, по вине которого не было приведено в исполнение наложенное взыскание, несет ответственность.
    В отношении дисциплинарных взысканий, также как и в отношении поощрений, ведется учет во всех подразделениях и воинских частях. Все дисциплинарные взыскания не позднее чем в семидневный срок заносятся в служебную карточку, которая ведется по определенной форме, приложенной к Дисциплинарному уставу. При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке в соответствующей графе раздела "Взыскания" делается отметка о том, когда и кем взыскание снято. Если наложенное на военнослужащего взыскание, за исключением снижения в воинском звании (должности) и предупреждение о неполном служебном соответствии, по истечении года не будет снято и военнослужащий не совершит за этот период другого проступка, в соответствующей графе раздела "Взысканий" делается отметка о том, что по истечении срока взыскание снято.


    5.5.3. Материальная ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
    Условия и размеры материальной ответственности военнослужащих, независимо от основания прохождения военной службы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определение порядка возмещения причиненного ущерба, закреплены в Федеральной законе "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. 1

    1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999, 3 29, ст. 3682.

    Характерной особенностью данного закона является то, что в нем четко определены условия материальной ответственности за причиненный ущерб. Прежде всего, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, т.е. упущенная выгода во внимание не принимается. При этом, если ущерб причинен не при исполнении обязанностей военной службы, то военнослужащие несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Причем, не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
    Конструкции и содержание основополагающих норм данного закона во многом заимствованы из трудового законодательства. в частности. соответствующих статей КЗоТ ФР о материальной ответственности работника за ущерб. Причиненный предприятию, учреждению, организации. так. в законе названы два основных вида материальной ответственности военнослужащих. применяемых и в отношении работников по трудовому праву, - ограниченная и полная. При ограниченной материальной ответственности военнослужащий-контрактник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного закона, если ущерб причинен по неосторожности то, как правило, таким пределом является один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одна месячная надбавка за выслугу лет (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные пределы материальной ответственности). В частности, по правилам пункта 2 указанной статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет, а по правилам пункта 4 этой статьи - в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет. Привлечение военнослужащих к ограниченной материальной ответственности в названных выше пределах напоминает пределы материальной ответственности должностного лица, виновного в незаконном увольнении или переводе, по правилам статьи 214 КЗоТ РФ, поскольку в пункте 4 речь идет о привлечении к материальной ответственности командиров (начальников) воинских частей, виновных в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность.
    Также, как и в трудовом законодательстве (см. статью 121 КЗоТ РФ), в статье 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" дан исчерпывающий перечень случаев привлечения военнослужащих, в том числе и проходящих военную службу по контракту, к полной материальной ответственности. Этот перечень во многом совпадает с тем, что содержится в статье 121 КЗоТ РФ. Так. военнослужащие несут полную материальную ответственность: при передаче им имущества под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; если в действиях (бездействиях) военнослужащего содержатся признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; если ущерб причинен военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения; если ущерб причинен в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; если имели место умышленные действия военнослужащих, повлекшие затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий.
    Правила определения размера причиненного ущерба, изложенные в Федеральном законе "О материальной ответственности военнослужащих", также во многом схожи с правилами. изложенными в статье 1213 КЗоТ РФ. Так, в основу определения размера причиненного ущерба (см. статью 6 закона) положены фактические потери за вычетом износа по установленным в законе нормам и исходя из цен, принципы определения которых тоже определены в этом законе. А при привлечении к материальной ответственности по пункту 4 статьи 4 закона размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности 9см. статьи 213 и 214 КЗоТ РФ). Порядок возмещения ущерба военнослужащими, согласно статей 7 и 8 закона, также исходит из основных принципов его возмещения, установленных в отношении работников в соответствии со статьей 122 КЗоТ РФ: возмещение ущерба военнослужащим в размере, не превышающим одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части, а командиром (начальником) воинской части - по приказу вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) воинской части путем удержания из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. В остальных случаях вопрос о возмещении ущерба решается судом по иску командира (начальника) воинской части либо, соответственно, вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) воинской части. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования с целью установления причин ущерба, его размера и виновных лиц, проводимого в месячный срок со дня обнаружения ущерба (с возможностью продления этого срока вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) не более чем на один месяц), либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, и объявленный военнослужащему под роспись, должен быть обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему. Если же приказ не был издан в двухнедельный срок, то вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

    Закрепляя положение о том, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб (статья 8), данный закон затем указывает, что военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Запрет на возможность возмещения ущерба в натуре (КЗоТ в статье 1181 предусматривает такую возможность, но только с согласия работодателя). Вполне естественно, обусловлен особенностями прохождения военной службы и теми обязанностями, которые возлагаются на военнослужащего. Именно эти обстоятельства и послужили в качестве основы для закрепления в законе особого порядка возмещения ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы (взыскания оставшейся за ним задолженности по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации, направление в определенные сроки необходимых материалов к новому месту военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности и т.д.) - см. статью 9 закона. По аналогии с трудовым законодательством (см. статью 125 КЗоТ РФ) в статье 12 закона установлены пределы ежемесячных денежных удержаний для возмещения ущерба - в размере 20 процентов месячного денежного довольствия. А в случаях, когда ущерб причинен в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (см. статью 5 закона), в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При производстве и других денежных удержаний. Предусмотренных Законодательством Российской Федерации, общий размер их все равно не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего, с соблюдением при этом очередности указанных удержаний, определяемой законодательством Российской Федерации.

    5.6. Увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
    В пункте 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
    Таким образом, для характеристики оснований увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, необходимо обратиться к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", статья 51 которого содержит исчерпывающий перечень оснований увольнения с военной службы. В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, этот перечень оснований увольнения с военной службы больше походит под перечень оснований ее прекращения за исключением такого основания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, поскольку в отношении таких лиц действуют положения статьи 35 закона о возможности продолжения военной службы на иных условиях, в частности, путем направления для прохождения военной службы по призыву.
    В пункте 1 статьи 51 названы основания, при наступлении которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. К числу таких оснований по своему содержанию примыкает и такое основание увольнения, названное в пункте 7, как исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего умершего (погибшего) либо в установленном законом порядке признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. Увольнение военнослужащего по основаниям пункта 1 статьи 51 может иметь место как по причинам, от него не зависящим (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - см. статью 49 закона; по состоянию здоровья либо в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе на воинской должности, для которой штатом предусмотрено определенное воинское звание) либо в связи с наличием обстоятельств, исключающих возможность продолжения военной службы (лишение военнослужащего по приговору суда воинского звания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления - см. статью 48 закона, вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы).
    Самостоятельным основанием для увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы является истечение срока контракта - см. подпункт б) пункта 1 статьи 51 закона.
    Что касается досрочного увольнения "контрактника" с военной службы, то в статье 51 названы два вида оснований: 1) когда военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы (пункты 2 и 6) и 2) когда военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы (пункт 3).
    Первая группа оснований предоставляет право соответствующему федеральному органу исполнительной власти, где военнослужащий проходит военную службу по контракту, уволить такого военнослужащего с военной службы. Причем эти основания увольнения могут иметь место как по инициативе такого органа, так и по инициативе третьих лиц, в частности, суда.
    В первом случае к числу таких оснований можно отнести такие, как увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска. Во втором случае инициатором увольнения выступает суд, поскольку военнослужащий досрочно увольняется с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно. Что касается такого основания увольнения, как переход на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы Российской Федерации, то, фактически, такое основание увольнения свидетельствует об изменении содержания условий военной службы и является, по существу, переводом военнослужащего по правилам статьи 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
    В данном законе не указывается, что понимается под "организационно-штатными мероприятиями", в связи с Uоторыми военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы. Содержание такого основания увольнения раскрывается в пункте 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, где названы случаи. когда производится увольнение по этому основанию со ссылкой на подпункт "а" пункта 2 статьи 51 закона. К ним относится увольнение военнослужащего: при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей. органов или организаций, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность); при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных пунктом 4 статьи 42 закона и настоящим Положением и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность); при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой им воинской должности (должности), либо при изменении военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности). переименовании воинской должности (должности) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности) либо на другой воинской должности (должности); при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям). не годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность); при сокращении воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).

    Для досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями характерно наличие двух обстоятельств. Во-первых, такое основание увольнения применяется в том случае, если отсутствуют другие основания для увольнения. То есть, оно является как бы "вторичным" по отношению к иным основаниям увольнения. Во-вторых, увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями производится при отсутствии согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность). То есть, такое основание увольнения военнослужащего требует предложения военнослужащему другой воинской должности (должности), для назначения на которую он должен выразить согласие. По существу, увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями является увольнением военнослужащего по инициативе "работодателя" при отсутствии на то вины в действиях самого военнослужащего.
    Досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, возможно и по собственному желанию, при наличии у него уважительных причин, по заключению аттестационной комиссии (см. пункт 6 статьи 51). Хотя здесь инициатива увольнения исходит от самого военнослужащего - он сам является инициатором увольнения, но возможность реализации его желания уволиться досрочно с военной службы зависит от заключения аттестационной комиссии, которая рассматривает уважительность причин такого увольнения. Положение о порядке прохождения военной службы в статье 13 особо указывает на то, что порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы по данному основанию и оформление соответствующих документов определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
    Вторая группа оснований досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, когда военнослужащий имеет право на такое увольнение, включает в себя такие основания, которые, по существу, являются основаниями увольнения военнослужащего: а) по собственному желанию (при наличии на то уважительных причин) - в связи с существенным и (или) систематически нарушением в отношении него условий контракта; по семейным обстоятельствам (с указанием в законе перечня таких обстоятельств); б) по состоянию здоровья, когда инициатором увольнения выступает "работодатель", т.е. федеральный орган исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу по контракту, - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе: согласно пункта 2 статьи 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу по контракту может быть принят лишь тот гражданин, который признан годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями; в) по инициативе "третьих лиц" - в связи с необходимостью осуществления законодательной власти в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, осуществления на постоянной основе полномочий представительных и исполнительных органов различного уровня - от субъекта Российской Федерации до муниципальных образований, на основе актов избрания военнослужащего в соответствующие органы. Согласно статьи 45 названного выше закона прекращение действия контракта по данному основанию сопровождается приостановлением военной службы военнослужащего в занимаемой им должности на весь срок его полномочий в указанных органах. Со дня прекращения оснований для приостановления военной службы военнослужащие заключаю новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом. Положение о порядке прохождения военной службы в статье 19 уточняет, что военнослужащие, заключившие новые контракты, назначаются на прежние воинские должности или с их согласия на иные воинские должности.
    Анализ оснований увольнения показывает, что Положение о порядке прохождения военной службы более обстоятельно излагает эти вопросы, раскрывая, в частности, содержание такого основания увольнения, как увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями. Представляется, что такого рода "уточнение" формулировок, закрепляемых в Федеральном законе, фактически свидетельствует о нарушении его положений, поскольку в нормах данного закона не говорится о том, что перечень мероприятий. относящихся к числу организационно-штатных в качестве оснований для увольнения, должен определяться в Положении о порядке прохождения военной службы. По существу, в данном Положении вводятся новые основания увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, исходя из смысла и содержания федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе". Закрепление оснований увольнения военнослужащих не только на уровне закона, но и в подзаконном акте, вполне естественно, снижает уровень социальной защищенности военнослужащих. В этом плане "военное законодательство" уступает трудовому законодательству, которое законодательно определяет исчерпывающий перечень оснований прекращения трудового договора (контракта).

    Положение о порядке прохождения с военной службы, называя в пункте 8 статьи 13 круг должностных лиц, имеющих право увольнения военнослужащих с военной службы, в то же время указывает, что данные лица могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении, в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности. Что касается высших офицеров, то увольнение их производится указами Президента Российской Федерации. Если у военнослужащего-контрактника есть несколько оснований для увольнения с военной службы, то он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, когда увольнение производится в связи с лишением его воинского звания или в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункты "д" и "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Если военнослужащий увольняется с военной службы по основаниям, когда не предусматривается его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность, то увольнение производится командованием без рапорта военнослужащего. Увольнение же по иным основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.
    Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Т.е. централизованно, на уровне актов Президента или Правительства Российской Федерации данные вопросы не определены. Вместе с тем Положение о порядке прохождения военной службы содержит ряд требований, которые обязательно должны быть соблюдены перед представлением к увольнению с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (следует уточнить данные о прохождении им военной службы, исчислить выслугу лет - как календарную, так и на льготных условиях, как правило, именно командир воинской части должен провести с военнослужащим индивидуальную беседу с отражением ее содержания в листе беседы, который приобщается к личному делу военнослужащего и т.д.).

    Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Военнослужащий-контрактник, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее, чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", когда: военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; военнослужащий находится под следствием, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
    Для некоторых категорий женщин-военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусмотрены дополнительные гарантии при увольнении с военной службы. Так, увольнение беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возрасти 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев. когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или когда увольнение осуществляется по их желанию. Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.
    В отношении отдельных категорий военнослужащих, совершивших правонарушения. установлены особые правила увольнения их с военной службы. Так. военнослужащие, осужденные за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняются с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья

    Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также
    Труд государственных служащих: особенности правового регулирования (продолжение)

    К числу особых требований, предъявляемых Законом о государственной службе к государственным служащим в период прохождения ими государственной службы следует отнести, прежде всего, ограничения, перечисленные в ст. 11 закона.
    Создан Клуб HR кадровиков Якутии
    Как будут увольнять чиновников в Латвии

    Готовится сокращение штатов в латвийском госуправлении
    Начальник юридического отдела
    Главный бухгалтер
    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM